Международное авторское право кратко

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Международное авторское право кратко" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Основы

Понятие авторства рассматривают как комплекс законодательных норм, регулирующих причастность автора к созданию и использованию предметов интеллектуальной собственности в отрасли искусства, литературы, науки. Основным правовым актом регулирования авторства, действующим в 2017 году, является гл. 70 ГК РФ.

Определение авторства связано с двумя понятиями – это объекты и субъекты.

Субъекты первоначальных прав – это лица, которые владеют исключительным правом на владение и распоряжение созданным объектом. Субъектами могут быть иностранные лица, наследники, граждане РФ, страна, правопреемники.

Основным субъектом, владеющим правом авторства, выступает автор, а также лица, создающие производные объекта (аранжировку, перевод, любую переработку) (ст. 1257 и ст. 1260 ГК РФ). Для пользования производным лицо обязано получить разрешение двух авторов – владельца оригинала и создателя переработанного произведения.

Если в создании произведения принимали участие двое или более лиц, право на владение рассматривается как соавторство и принадлежит всем лицам, участвовавшим в создании объекта авторства (ст. 1258 ГК РФ). Соавторство может быть делимым и неделимым.

Рассмотрим примеры двух вариантов соавторства:

  1. Соавторство делимого типа образуется, если в произведении можно выделить сегменты, над которыми трудился в отдельности каждый автор. Например, при создании музыкального произведения может применяться делимое соавторство: предмет принадлежности одного – музыка, другого – текст.
  2. Неделимое соавторство признается в случае, если в созданном объекте авторства нельзя выделить отдельные части, принадлежащие нескольким создателям. Например, литературные произведения Ильфа и Петрова, братьев Гримм.

Субъектами авторства являются лица, право на владение произведением к которым перешло на законном основании или по заключенному договору. Наследники вступают во владение объектом авторства после смерти создателя.

К объектам авторского права относятся научные, литературные произведения, творения любой ниши искусства (ст. 1259 ГК РФ). Выделяют следующие виды объектов:

  • Литературные творения (проза, стихи, компьютерные программы).
  • Уникальные произведения в сфере скульптуры, графики, градостроительства.
  • Музыкальные композиции (с текстом или без).
  • Географические (геологические) планы, эскизы, карты.
  • Сценографические объекты.
  • Комиксы, живопись, дизайнерские творения.
  • Телепроизведения любого типа (документальные, художественные, диафильмы, видео).
  • Сценарии, драматические произведения, хореографические постановки, пантомимы.
  • Фотографии.

Права автора на созданное им произведение (статью) в сети Интернет охраняются законодательством РФ, однако прямого акта, прописывающего права собственности на страницах Всемирной сети не существует. Нарушение авторства на просторах интернета – наказуемое деяние, однако на практике что-либо доказать или привлечь к ответственности нарушителей бывает очень трудно.

Формирование авторского права имеет свои особенности. Согласно п. 6 той же статьи объектами авторского права не могут выступать объекты такого рода:

  • Народное творчество.
  • Официальная документация.
  • Символы и знаки государств.
  • Информационные сообщения о событиях и фактах.

Международное авторское право

§ 652. Разновидностями авторских прав, в частности, являются: литературные, музыкальные и художественные (живопись, графика, скульптура) произведения, в том числе на грампластинках и других видах механической и магнитной записи, произведения декоративно-прикладного искусства, программы для электронно-вычислительных машин, пленки (диски) для производства предметов воспроизведения звука, пленки для радиовещания, кино и телевидения, публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, передача их по радио и телевидению, переделка их, переводы на иностранные языки литературных произведений. Некоторые из этих прав рассматриваются как смежные», такие как: права артистов-исполнителей, производителей фонограмм, организаторов кабельного вещания.

Основными многосторонними соглашениями по авторским правам являются нижеследующие.

§ 653. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., она является правовой основой Бернского союза, созданного для охраны прав авторов. Административно-секретариатские функции Союза возложены на ВОИС. В Союзе участвует около 130 государств. Бернская конвенция многократно пересматривалась (1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 1971 гг.) и для разных стран-участниц действует в различных редакциях. Россия участвует в редакции 1971 г. — с 13 марта 1995 г.

В рамках Бернского союза создано по существу общее правовое поле защиты авторских прав на литературные и художественные произведения. Граждане стран-членов Союза пользуются на условиях взаимности как в своей стране, так и в других странах-членах правами охраны своих опубликованных в стране Союза (а с 1971 г. и не в стране Союза), а также неопубликованных произведений в соответствии с национальным законодательством стран-членов, обеспечивающим охрану (включая судебную защиту) для собственных граждан, плюс защитой в соответствии с дополнительными правами, предоставляемыми авторам в силу Бернской конвенции. Охрана предоставляется и гражданам стран — не членов Союза в отношении произведений, опубликованных впервые в одной из стран Союза или одновременно в стране Союза и в стране — не члене Союза. Таким образом, на пространстве Союза применяется территориальный принцип в сочетании с национальным правовым режимом.

§ 654. Не очень многочисленные материально-правовые нормы защиты авторских прав по Бернской конвенции включают, в частности: 50-летний минимальный срок охраны авторского права после смерти автора, если в той или иной стране не установлен более длительный срок (но такой срок применим лишь если он не более того, который действует в стране первой публикации произведения); исключительное право автора на перевод своих произведений, тиражирование их, публичное исполнение, переделки, запись механическим способом и т.п. Особые льготные правила распространения переводной учебной и научной литературы установлены для развивающихся стран. Бернская конвенция обладает обратной правовой силой. При этом каждая страна при присоединении к Конвенции сама определяет применимость Конвенции к произведениям, которые на дату ее вступления в силу не стали еще вследствие истечения срока охраны общественным достоянием в стране происхождения. Россия оговорила, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления Конвенции в силу для России — уже являются на ее территории общественным достоянием.

§ 655. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (с последующими изменениями). В ней участвует около 90 государств (СССР, а затем Россия, с 1973 г., а в редакции 1971 г. — с 13 марта 1995 г.). Всемирная конвенция по предмету регулирования дублирует Бернскую конвенцию, и напрашивается естественный вопрос: в чем разница? Отличия заключаются в основном в следующем.

Всемирная конвенция содержит еще меньше материально-правовых норм, чем Бернская, и представляет собой, таким образом, менее высокий, чем Бернская конвенция, стандарт международной защиты авторских прав. Но именно это позволяет участвовать во Всемирной конвенции ряду стран (в том числе американских), не готовых к существенным изменениям своего национального законодательства. Хотя для большинства государств действуют обе Конвенции.

§ 656. Отличиями Всемирной конвенции от Бернской, в частности, являются следующие:

— 25-летний минимальный срок охраны авторских прав после смерти автора;

— размещение на охраняемом произведении знака авторского права c (от англ. — «copyright»), с указанием фамилии автора и года первого выпуска в свет;

— особо специфицирована охрана исключительного права автора на перевод и переиздание своего произведения;

— нельзя издавать в другой стране произведение без разрешения того издательства, которое впервые его издало, и без уплаты соответствующего вознаграждения;

— охрана прав граждан стран — не членов Всемирной конвенции предоставляется для опубликованных произведений, независимо от того, где они были впервые опубликованы.

Всемирная конвенция в отличие от Бернской конвенции не имеет обратной силы.

§ 657. Другие многосторонние конвенции по авторским правам:

Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радиовещания 1961 г.;

Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм 1971 г. В Конвенции участвуют около 60 государств (Россия участвует с 13 марта 1995 г.). Согласно Конвенции права иностранных исполнителей на фонограммы, впервые опубликованные в стране, охраняются на основе законов данной страны. Запрещается имеющее широкое распространение в мире так называемое видеопиратство.

Брюссельская конвенция о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г. СССР, а затем Россия, участвует с 1988 г.

Договор о регистрации фильмов (о международной регистрации аудиовизуальных произведений) 1989 г.

§ 658. Для России имеет особое значение заключенное между двенадцатью странами СНГ регионального характера Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г. (с участием России). В 1993 г. упомянутая Всемирная конвенция 1952 г. вступала в действие для бывшего Советского Союза. В этой связи необходимо было определить отношение к этой Конвенции государств СНГ, и была достигнута договоренность, что Всемирная конвенция будет действовать для этих государств, в том числе и в их взаимоотношениях между собой. Кроме того, в соглашении 1993 г. особо было оговорено обязательство государств-участников принимать меры к обеспечению в своем законодательстве охраны авторских и смежных прав на уровне стандартов упомянутых выше Бернской, Женевской и Римской конвенций. Ко всем или некоторым из них ряд государств СНГ (в том числе Россия) в дальнейшем присоединились.

§ 659. Выше рассмотрены были основные многосторонние, включая региональные, международные соглашения как в области охраны прав промышленной собственности, так и авторских прав. Нельзя, однако, сбрасывать со счетов и регулирование прав интеллектуальной собственности на уровне международных двусторонних соглашений. Такое регулирование может обусловливаться в двусторонних соглашениях общего характера, таких как, в частности, торговые соглашения. Примерами могут служить включения вопросов охраны объектов интеллектуальной собственности в Соглашение о торговых отношениях между СССР и США 1990 г. или в Договор между Россией и Польшей о торговле и экономическом сотрудничестве 1993 г. (в последнем взаимной охране прав интеллектуальной собственности уделено особенно большое место).

Источники

  1. Попова, В. И. Региональные аспекты безнадзорности несовершеннолетних. Социально-экономический подход / В.И. Попова. - Москва: Гостехиздат, 2009. - 367 c.
  2. Александр Владимирович Бриллиантов Освобождение от уголовной ответственности с учетом общей судебной практики; Проспект - М., 1979. - 818 c.
  3. Исаев, И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. - М.: Юристъ; Издание 3-е, перераб. и доп., 1996. - 544 c.
  4. Уайт Яна Стратегическое планирование портфолио недвижимости; Издательские решения - М., 2018. - 289 c.
  5. Гончаренко В. Д. Институт гуманитарного вмешательства в современных международных отношениях; Издательские решения - М., 1988. - 209 c.
Юрист Александр Сергеев/ автор статьи
ЮРИПОМОЩНИК 2021