Как получить региональный (областной) материнский капитал в 2021 году?

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Как получить региональный (областной) материнский капитал в 2021 году?" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Региональный и федеральный маткапитал: отличия

Федеральный маткапитал предоставляется гражданам с детьми на основании ФЗ от 29.12.2006 №256-ФЗ. Раньше он выплачивался при рождении второго или последующих детей, но с 01.01.2020 года полагается уже на первого ребенка, рожденного в 2020 году. Средства выделяются из бюджета Пенсионного фонда.

Сумма выплат на первого составляет 466 617 руб., при рождении второго ребенка перечисляют еще 150 000 руб. В общей сложности полагается 616 617 руб. До 2020 года размер выплат был ниже – 453 026 руб., а на первого ребенка деньги не выделялись.

Деньги тратятся на несколько нужд:

  1. Улучшение жилищных условий: покупка, строительство, ремонт жилья.
  2. Внесение первоначального взноса или погашение ипотечного долга;
  3. Накопительная часть пенсии матери.
  4. Образование детей.
  5. Покупка средств реабилитации для детей-инвалидов.

Как получить и оформить региональный материнский капитал в 2021 году?

В разных регионах оформление сертификата происходит по-своему.

Но выделяют общие условия, которые подходят для каждого субъекта:

  • рождение или усыновление третьего ребенка в период действия государственной программы;
  • наличие прописки в регионе на протяжении установленного нормативно-правовыми актами времени;
  • использование материнского капитала на ограниченный круг нужд.

Выдача региональных средств осуществляется из бюджета субъекта.

Получить их можно в органах соцзащиты, следуя инструкции:

  1. Собрать требуемые документы.
  2. Составить и подать заявление на выдачу сертификата.
  3. Дождаться окончания проверки документов и получить письменное уведомление.
  4. Получить сертификат.
  5. После исполнения ребенку установленного нормативными документами возраста подать заявление на распоряжение сертификатом.

Где получить?

Содержание:

  1. Возможные получатели денег
  2. Отличительные особенности программ
  3. Порядок получения и варианты использования

Независимо от того, в каком населенном пункте страны живут родители или усыновители двух и более детей, у них есть право претендовать на получение материнского капитала в рамках федеральной программы. На первый взгляд, сумма немаленькая – около 453 тысяч рублей, но этих средств часто бывает недостаточно. Решить проблему помогают региональные программы, которые действуют в отношении детей, рожденных после первого января 2011 года (именно тогда была законодательно закреплена такая возможность). По последним данным, подобную инициативу поддерживают 72 субъекта Российской Федерации (из 85), поэтому подавляющее большинство семей могут рассчитывать на дополнительную финансовую поддержку. Главное – знать, как получить региональный материнский капитал и на что его можно использовать. Как оформить право на материнский капитал?

Важно

Выделяются средства из местных бюджетов, при этом чиновники в каждой республике, крае и области имеют право регулировать как общий размер выплат и требования к заявителям, так и направления расходования денег.

Многих волнует, можно ли обналичить материнский капитал и как это сделать? Законом не предусмотрено обналичивание данного вида материальной помощи.

Общие положения.

Программа по выплате маткапитала была запущена в 2007 году и предусматривает материальную поддержку семей, где родился второй или последующий ребенок.

Первоначально сумма выплаты составляла 250 тыс. рублей, но после индексации ее размер повысился до 466 617 тыс. рублей.

Помимо федеральной поддержки предусмотрены и выплаты от региональных властей. Условия получения маткапитала на третьего ребенка, как и его размер, зависит от местности, где проживает семья.

Целевое назначение материнского капитала

В начале 2007 года вступил в силу ФЗ №256, в основе которого лежало выделение достаточно значительной суммы на нужды семей с детьми. При этом в отличие от единовременных и ежемесячных пособий, средства Материнского капитала невозможно было получить в виде наличных денег. Таким образом, на законодательном уровне было решено контролировать расходование средств только по целевому назначению, то есть на нужды семьи и детей.

Более того в ст.7 ФЗ №256 был утвержден перечень направлений, которые могли быть профинансированы за счет материнского капитала. Как показала практика, столь строгий подход принес свои плоды и данный вид помощи, действительно помог многим родителям оплатить образование детей в ВУЗах либо улучшить жилищные условия.

Но сумма 466 617 рублей со столь кратким списком реализации не решила все социально острые вопросы. Поэтому на протяжении следующих 15 лет были внесены некоторые изменения, которые позволили использовать капитал на иные нужды. В частности:

  • с 2014 года федеральные средства можно использовать для накопительной пенсии матери;
  • с 2015 года стало возможно приобрести товары либо же оплатить услуги для детей инвалидов;
  • с 2018 года часть капитала можно реализовать в виде ежемесячного пособия в первые три года жизни ребенка.

региональный капитал на 3 ребенка региональный капитал на 3 ребенка

  • Материнский капитал на первого ребенка в 2020 году
  • Материнский капитал на второго ребенка в 2020 году

Формирование программы регионального маткапитала (РМК)

Программа РМК реализуется самостоятельно каждым субъектом страны. При этом власти учитывают финансовые возможности региона и демографическую обстановку в нем. Законодатели разрабатывают следующие параметры программы:

  • Возникновение права на использование региональной поддержки и методику получения сертификата.
  • Список документации.
  • Размер РМК.
  • Направления его расходования и прочее.

Выплаты могут индексироваться либо назначаться в твердой сумме. Как правило, чем выше показатели демографии в субъекте, тем меньше сумма маткапитала. И наоборот, низкие показатели рождаемости толкают властей на их повышение посредством постоянно увеличивающейся суммы сертификата. Большое влияние на размер РМК оказывает финансовая ситуация в регионе. Чем богаче бюджет субъекта, тем большую помощь власти могут отказать семьям.

Программой поддержки семьи на уровне субъектов можно воспользоваться один раз. Если у семьи одновременно появилось право на получение регионального и федерального сертификата, то разрешается оформление каждого из них.

Сертификат «Материнский (семейный) капитал в Санкт-Петербурге»

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Санкт‑Петербурга в Администрации, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования в том числе является:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги.
  • нарушение срока предоставления государственной услуги.
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги.
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги у заявителя.
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • отказ Администрации, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Администрации, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Администрацию.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга (www.gov.spb.ru), федерального Портала (www.gosuslugi.ru) либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Администрации.

Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии).

Администрация и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к информации, содержащейся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в Администрацию, и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
  • В случае, если жалоба подана заявителем в Администрацию, в компетенцию которой не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанная Администрация направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение исполнительный орган государственной власти и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
  • При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение исполнительном органе государственной власти.
  • Жалоба должна содержать:
  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего.
  1. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
  2. Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  3. Жалоба на решение, принятое главой Администрации, подается в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администраций.
  4. Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
  5. По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:
  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.
  • При удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
  • Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  • В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование ИОГВ, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя.
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • вслучае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
  1. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Администрации, предоставляющей государственную услугу.
  2. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
  3. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
  4. Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
  • наличия вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличия решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствия возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
  • В случае, если в обращении (жалобе) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение (жалобу), о недопустимости злоупотребления правом.
  • О данном решении гражданин, направивший обращение (жалобу), уведомляется тем государственным органом или должностным лицом, в адрес которых поступило указанное обращение (жалоба).
  • В случае, если текст письменного обращения (жалобы) не поддается прочтению, ответ на обращение (жалобу) не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения (жалобы) сообщается гражданину, направившему обращение (жалобу), если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  • Исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга и должностные лица, которым может быть адресована жалоба (претензия) заявителя в досудебном (внесудебном) порядке.
  • В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации, заключившей с МФЦ соглашение о взаимодействии.
  • В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих Администрации, предоставляющей государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес главы Администрации.
  • В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия главы Администрации, жалоба (претензия) может быть направлена в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администрации.
  • Решение Администрации, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке, а также в Правительство Санкт‑Петербурга и вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность Администрации.
  • Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Условия получения регионального маткапитала

В большинстве субъектов России право на региональный МСК возникает после рождения или усыновления третьего (последующего) ребенка при условии, что гражданин, претендующий на средства, живет на территории региона. Однако в некоторых субъектах РФ это условие дополняется, например:

  1. В Челябинской области на региональный семейный капитал, согласно ч. 1 ст. 2 закона № 251-ЗО от 23.12.2011 года, имеют право семьи со среднедушевым доходом ниже (на уровне) прожиточного минимума на душу населения в субъекте.
  2. В Ростовской области право на региональный маткапитал имеют только члены малоимущих семей (ч. 1 ст. 9 закона № 727-ЗС от 18.11.2011 г.).
  3. В Краснодарском крае не установлено ограничений по материальному положению семьи. Однако, согласно ч. 1 ст. 3(1) закона 836-КЗ от 22.02.2005 года, правом на региональный маткапитал обладают лица, место жительства которых находится на территории края.
  4. В Смоленской области предусмотрено две разновидности регионального материнского капитала:
    • На средства сертификата в размере 163 300 рублей, согласно ч. 1 ст. 3 закона № 15-з от 28.02.2008 года, могут претендовать семьи, прожившие в регионе не менее года, если у них появился второй ребенок (или третий, если право не было реализовано ранее). Право на областной маткапитал возникало, если ребенок рожден (усыновлен) с 1 января 2008 года по 31 декабря 2016 года.
    • На маткапитал суммой 80000 рублей, согласно ч. 1 ст. 3 закона № 30-з от 30.11.2016 года, при рождении (усыновлении) третьего ребенка имеют право семьи, живущие в области более года, если их среднедушевой доход за 6 предшествующих обращению месяцев не выше двукратной величины прожиточного минимума региона. Сертификат выдается, если ребенок был рожден или усыновлен в период с 01.01.2017 по 31.12.2018 года.

Чтобы оформить местный материнский капитал, необходимо подать заявление и требуемые документы в порядке, установленном регионом, в орган исполнительной власти. Чаще всего — в отделение социальной защиты.

Размер и индексация регионального материнского капитала в 2020 году

Величина регионального маткапитала определяется каждым субъектом самостоятельно. В некоторых регионах процент индексации на 2020 год еще не определен.

По данным на 2019 год минимальная сумма сертификата на местный МСК ранее была установлена в Нижегородской области — 25000 рублей (при рождении или усыновлении второго и последующего ребенка с 1 сентября 2011 по 31 декабря 2016 года). В 2020 году размер областного сертификата за третьего ребенка составляет 100 000 рублей (если ребенок появился с 01.01.2017 г. по 31.12.2021 г.).

В некоторых регионах сумма местного материнского капитала зависит от очередности рождения или усыновления. Например, в 2020 году в республике Мордовия величина маткапитала при рождении (усыновлении):

  • третьего ребенка составляет 125 270 рублей;
  • четвертого ребенка — 150 324 рублей;
  • пятого и последующих детей — 187 906 рублей.

В республике Хакасия размер республиканского материнского капитала определяется в зависимости от того, где проживает лицо, обладающее правом на него. Для жителей крупных и средних населенных пунктов сумма составляет 100 000 рублей, для жителей малых сел — 200 000 рублей.

В Краснодарском крае размер регионального маткапитала в 2020 составляет 129 342 рубля, а в Ростовской области — 121 287 рублей.

Федеральный материнский капитал

Федеральный материнский капитал (ФМК) – это форма государственной поддержки семей с детьми. Она выделяется с 2007 года на основании ФЗ № 256 от 29.12.2006 и принятых на его основании подзаконных нормативных актов из бюджета РФ.

В соответствии со ст. 3 закона, право на ФМК возникает после появления в семье двух и более детей, независимо от того, являются ли они родными или усыновленными. С 01.01.20 его можно будет получить и при рождении первого ребенка.

Так как помощь носит название «материнской», основными получателями являются матери. Но мужчины-отцы тоже могут воспользоваться этим правом, когда они единственные родители.

В 2020 году размер ФМК проиндексирован и составляет 466 617 рублей.

Деньги МК не могут расходоваться лишь по воле получателей. Закон обязывает к целевому расходованию помощи в пределах одного из направлений:

  • покупка, постройка или реконструкция жилого помещения;
  • образовательные расходы на детей;
  • формирование пенсии для женщины;
  • социализация детей с инвалидностью;
  • формирование пособия, если семья нуждается.

Узнайте более подробно о федеральном маткапитале, его размерах и изменениях в 2020 году.

История появления материнского капитала

Данная мера господдержки появилась в 2007 году. Нововведение было обусловлено тем, что в России смертность превышала рождаемость. Правительство решило мотивировать супружеские пары заводить детей: была проведена финансовая реформа, в результате которой вступили в силу новые нормативно-правовые акты, на основании которых после рождения второго малыша родители получают денежную выплату от государства. Эта выплата и получила название «материнский капитал».


Важным является то, что для получения маткапитала женщине необязательно рожать второго ребенка. Мера социальной поддержки распространяется и на те семьи, которые решили усыновить малыша. Также финансовую помощь из средств Федерального бюджета получают граждане, оформившие опекунство над несовершеннолетним.

Программа оказалась эффективной, поэтому ее стали внедрять в разных регионах. Так возник региональный материнский капитал. Условия получения государственной поддержки и размер выплат в разных регионах отличаются.

Вплоть до 2020 года право на получение единовременной выплаты возникало только у тех родителей, у которых появлялся на свет второй или третий ребенок. При этом размер маткапитала был строго фиксированным. Однако в 2020 году Президент подписал распоряжение о том, что материнский капитал подлежит индексации. Это означает, что теперь каждый год размер маткапитала увеличивается в соответствии с ростом инфляции. Кроме того, финансовая поддержка из Федерального бюджета сегодня направляется всем женщинам, ставшим мамами, независимо от того, первые роды были у женщины или уже не первые. В зависимости от количества детей, размер маткапитала отличается.

Пока срок реализации программы ограничен 2026 годом.

О программе регионального маткапитала

Региональный материнский капитал СПб

Дополнительный материнский капитал – это мера поддержки семей с детьми, действующая на уровне конкретного региона РФ, в дополнение к федеральной программе. Также региональный материнский капитал от федерального отличается тем, что финансируется из регионального бюджета, и размерами выплат.

Поскольку Санкт-Петербург и Ленинградская область – два разных субъекта РФ, программы материнского капитала в них регламентируются законодательными актами этих регионов. В СПб это закон от 06.12.2011 № 810-151 «О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге», в ЛО – Социальный кодекс Ленинградской области.

Источники

  1. Сергеева О. С. Практика рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства кредитными и страховыми организациями; Синергия - М., 2008. - 492 c.
  2. Ушаков, Н.А. Международное право / Н.А. Ушаков. - М.: Institutiones, 2005. - 304 c.
  3. Сочивко Д. В. Подсознание террориста; Когито-Центр - М., 2006. - 907 c.
  4. Павликов С. Г. Судебный конституционный контроль в России и зарубежных странах: история и современность; Машиностроение - Москва, 1983. - 381 c.
  5. Ярошик Олег Проблемы законности и справедливости в уголовном судопроизводстве России; Высшая школа - Москва, 2020. - 749 c.
Юрист Александр Сергеев/ автор статьи
ЮРИПОМОЩНИК 2021