Служебные произведения новое в авторском праве

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Служебные произведения новое в авторском праве" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Авторское право и его законодательная защита

Под авторским правом подразумевается раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Большой энциклопедический словарь

http://slovari.bibliofond.ru/enc1p_word/авторское%20право/

Создавая какое-либо произведение, человек априори заинтересован в том, чтобы его права как автора были соблюдены. Гражданский кодекс подтверждает исключительное право творческого человека на своё произведение. Оно включает следующие права:

  1. На авторство.
  2. На имя.
  3. На неприкосновенность произведения.
  4. На опубликование.
  5. На использование.
  6. На вознаграждение за разрешение использовать.

Авторское право охраняется законом

Авторское право действует в течение всей жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.

Объектами авторского права являются:

  • произведения литературы,
  • музыкальные творения,
  • объекты архитектуры,
  • фотографии,
  • компьютерные программы,
  • аудиовизуальные произведения и т. д.

Запись музыкального произведения

Музыкальное творение есть объект авторского права

Объектами авторского права не считаются:

  • официальные документы,
  • фольклор (сказки, песни),
  • государственная символика.

Авторское право на служебные произведения

Специфическими субъектами авторских прав выступают соавторы произведения, то есть лица, чьими совместными творческими усилиями оно создано, совместно обладающие авторским правом. Соавторство может быть:

  • нераздельным — коллективное произведение является единым целым, невозможно выделение частей («Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова);
  • раздельным — составные части могут быть разграничены и использоваться авторами независимо (опера — музыка написана одним субъектом, а либретто — другим).

По умолчанию соавторство предполагает совместное решение вопросов об использовании результата творческого труда, иное может быть определено в соглашении авторов.

ВАЖНО! Момент достижения соглашения о соавторстве законодателем четко не определен, поэтому его заключение возможно на любом из этапов создания коллективного произведения, а также после его завершения.

Дискуссионным является вопрос, следует ли рассматривать такое соглашение в качестве обязательного условия возникновения соавторства.

В решении АС Ставропольского края от 18.06.2010 по делу № А63-6048/2009 было указано, что в основе совместного творчества может лежать договоренность субъектов, однако такое предварительное соглашение не выступает обязательным элементом для признания факта соавторства. Например, музыкальное произведение может быть создано композитором на уже опубликованные другим лицом стихи без получения его согласия.

ВС РФ в п. 30 постановления пленума от 19.06.2006 № 15 отметил, что соавторство может быть признано, если оно подтверждено волеизъявлением субъектов авторского права на момент обнародования общего произведения.

По общему правилу права на служебное произведение не отходят одному субъекту, а распределяются следующим образом: исключительное право — работодателю, а личные неимущественные права — автору. При этом у последнего возникает неотчуждаемое право на вознаграждение, которое сохраняется, даже если работодатель не использует произведение и не обнародует его (ч. 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Ст. 1296 говорит о произведениях, создаваемых по заказу, при этом подрядчиком по договору выступает иной, чем автор произведения, субъект — в таком случае исключительное право принадлежит заказчику.

Согласно ст. 1297 ГК РФ, если при выполнении договора, которым прямо создание конкретного произведения не предусматривалось, оно было создано, исключительным правом обладает подрядчик.

Как получить авторские права на стихи

24.02.2021 Многие поэты полагают, что стихи это нечто воздушное, некоммерческое и принадлежащее миру, но еще Александр Сергеевич говорил: “Можно рукопись продать”. Сегодня он бы еще добавил: “Если у вас есть свидетельство”. Начнем с истории одного автора, которая не писала стихи 10 лет после того, как у нее украли рукопись.

Причем произошло это следующим образом: она публиковала стихи на Стихи.ру под псевдонимом (условно “Анна Иванова”), а реальный человек, у которого в паспорте было записано Анна Иванова, собрала ее стихи и пришла в редакцию, чтобы опубликовать книгу. Ей выплатили гонорар, потому что она показала, как много просмотров стихов на Стихи.ру и что она Анна Иванова.

Поэтессу эта ситуация потрясла настолько сильно, что она не писала 10 лет.

Хотя имя изменено, этот кейс реален. В конце статьи мы расскажем, как он закончился. Поэтому все серьезно. Есть люди, которые способны “держать удар” и легко восстанавливаться, а для многих творческих людей удар может быть настолько сильным, что они больше ничего никогда не будут писать.

Поэтому поделитесь этим материалом с авторами и, возможно, это спасет их время и творческую жизнь. А пока мы поговорим о том, как себя вести автору стихотворений, когда он пишет их для портфолио и для продажи (чтобы издать книгу или как текст песни), на каком этапе могут возникнуть проблемы и в безопасности ли опубликованное на стихи.ру стихотворение.

А также что делать, если вы пишете под псевдонимом, а потом объявляется такой “однофамилец”. Начнем с авторского права, так как оно возникает в самом начале, как только написаны стихи в текстовом редакторе или на бумаге.

Причем права возникают не только на “готовый результат”, но и на фрагменты и наброски, поэтому даже если написаны несколько строк — это уже является объектом авторского права. Как только вы написали стихотворение или его часть, авторское право возникло и никаких формальностей для этого не требуется.

Так как сделать авторские права на стихи сложностей не вызывает, то возникает разумный вопрос: «Возникнут ли эти сложности, когда поэту придется свои права подтверждать?”. Это потребуется, когда вы видите свои стихи под чужим именем, без имени или на ресурсе, где вы их не размещали.

Кроме того, люди, которые вкладывают деньги в ваше творчество (покупают стихи для песни или берут на себя расходы по изданию книги) очень заинтересованы в том, чтобы их усилия не пошли прахом. Поэтому они задают вопрос: “Что подтверждает то, что вы автор?”.

Делается это не из вредности, а потому что претензии способны убить их инвестиции. Поэтому начнем с первого шага — оформления прав. Но вначале стоит осветить один момент.

То, что вы оформляете права, не означает, что вам придется обязательно ходить в суд.

Поэтому не стоит ставить знак равно между оформлением прав и судом.

Это может быть не только автор, но и правообладатель, юрист, издатель или редактор.

Самое главное, кого он укажет в качестве соавтора произведения и какое произведение будет зарегистрировано.

Поэтому остановимся на том, кто может быть автором, а кто правообладателем. Первый — человек, который создал стихи личным творческим трудом. Если вам “подкинули” креативную идею или осуществили редактуру, то это не делает «помощников» авторами.

Поэтому их необязательно указывать в качестве авторов, если только вы этого не захотите сами.

Главное, чтобы у него был договор, который подтверждает его “полномочия”, потому что по умолчанию все принадлежит автору.

Правообладатель также может проводить регистрацию авторства и указывать имя поэта в качестве автора. Один из кейсов, которым мы хотим поделиться — это стихи песен. Потому что это как раз та категория стихов, которые стоят дороже остальных.

Некоторые тексты песен покупают за тысячи долларов, причем не только у знаменитых поэтов, а лишь потому что песня понравилась.

В 2000-х было принято записывать в авторы весь творческий коллектив. В поэты писали людей, которые ничего не сочинили, а в музыканты — тех, кто умел стоять за пустыми клавишами.

Причем настоящие поэты и композиторы делали это то ли от души, то ли по незнанию. После обретения популярности возник вопрос:

«Почему человек, который даже двух слов связать не может, записан как соавтор и получает 50% моих денег, если он ничего не сделал?»

Поэтому подумайте дважды прежде чем приписывать в соавторы людей, с которыми вы не будете общаться ближайшие 50 лет (и супруги не всегда хороший вариант). Тут все просто. Чтобы закрепить права на стихи, нужны стихи.

Причем это может быть одно стихотворение или сборник. Строгих правил по оформлению нет, кроме указания автора стихотворения на экземпляре произведения (даже если этот экземпляр электронный).

Далее комплект документов зависит от выбранного способа закрепления прав.

Процедура депонирования осуществляется с целью фиксации формы (файла, содержащего интеллектуальный результат) и времени создания объекта для формирования электронных доказательств, подтверждающих момент создания произведения в объективной форме в соответствии с п. 4 статьи 1259 ГК РФ. Согласно разъяснениям Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ при рассмотрении Судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что, пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведение) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения (п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г.

No5/29). Требование об указании имени автора (либо псевдонима) на экземпляре произведения присутствует и в п.1 статьи 15 Бернской конвенции. Свидетельство о депонировании является информацией, подтверждающей авторство в соответствии с п. 1 ст 1300 ГК РФ:

«Информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация»

.

Результат депонирования — это получение электронных доказательств авторства в соответствии с установленной законом процедурой. Разумеется, что для этого на стороне сервиса депонирования нужна эта процедура.

Это не значит, что можно завтра открыть сайт и давать всем доказательства авторства. От сервиса требуется соответствие стандартам, постановка электронной подписи, успешные случаи применения. СпособОписаниеРАОРАО занимается коллективным управлением авторскими правами, поэтому если вы сочинитель текста песен, то получаете 50% вознаграждения от коллективного сбора, потому что остальные 50% получает автор музыки.В уставе РАО записано, что сведения, указанные в реестре, не являются безусловным подтверждением авторства.

Полагаться на сведения в реестре можно только вместе со всеми остальными доказательствами.Поэтому регистрироваться в РАО нужно для того, чтобы получить вознаграждение от коллективного использования, но для регистрации прав сайт РАО направит в IREG.НотариусНотариус заверяет подпись автора на экземпляре произведения. Это будет подтверждением авторства, но при этом придется хранить экземпляр.

Ну а кроме того, это требует личного присутствия в офисе нотариуса и хранения экземпляра произведения.Стихи.руСтихи.ру — это популярный сервис для публикации. Публикация стихов — это один из способов получить доказательства, но им нужно пользоваться разумно.

Во-первых, публиковать стихи под своим настоящим именем, фамилией или отчеством или указывать свой ISNI под каждой публикацией.

Это позволит связать публикации с вашей личностью. Кстати, именно ISNI позволяет раз и навсегда закрыть вопрос с однофамильцами.Во-вторых, не все можно публиковать.

Тексты песен на продажу публиковать явно не стоит, потому что иначе они не будут “новыми”, и их мало кто купит. В-третьих, опубликованные стихотворения намного сложнее продать в качестве сборника, потому что нет смысла покупать сборник, если все можно скачать бесплатно.

И последнее, но тоже важное. Публикация делает вас зависимым от сервиса. Если сервис удалит публикацию, то никаких доказательств не останется.

Кроме того, отношений с сервисом у вас нет, поэтому он не обязан держать ваши публикации долго и не гарантирует их наличие.Заказное письмоВ интернете еще дают советы по оформлению себе заказных писем, но по факту это то же самое, что и нотариус. Экземпляр придется хранить долго, а открыть его можно только в суде.

Он точно дороже бесплатной публикации (потому что защита произведения на 70 лет стоит ), но позволяет сохранить текст в тайне и продать его в качестве песни или в составе сборника. Вы связаны отношениями с сервисом, и он обязан хранить данные и предъявлять их по запросу. Можно зарегистрировать как одно стихотворение, так и сборник, а для регулярной защиты в IREG есть подписка на месяц или на год, в течение которой можно зарегистрировать любое количество произведений.

Зарегистрированные произведения не сгорят и останутся в сервисе даже после окончания подписки. Так что можно устроить себе “болдинскую осень” в стиле Александра Сергеевича Пушкина.

Не существует понятия “патент на стихи” как такового. Запатентовать можно идею или метод, а стихи к этой категории отношения не имеют. Подтверждение права — это часть задачи.

Иногда нужно заблокировать нарушение.

Для этого нужно подготовить претензию. Форма претензионного письма стандартна и есть , как это сделать. Как правило, в случае с блокировкой деньги не взыскивают, а просто блокируют нарушение, поэтому у авторов возникают вопросы: «Как определить, что пора идти в суд?

Это не будет пустой тратой времени и денег?» Вопрос не праздный, потому что даже когда суд постановил взыскать денежные средства, у ответчика их может просто не быть. Он три года будет скрываться от судебных приставов, поэтому не с каждым нужно судиться. Для того, чтобы определить, нужно ли идти в суд, юристы изучают ответчиков, а именно — это компания или человек.

В случае с компанией хотя бы ясно, куда подавать претензию и в каком суде судиться.

В случае с человеком это не так очевидно, потому что персональные данные скрыты. Даже адрес найти невозможно для того, чтобы направить претензию. В случае с нарушениями на сайте есть доменное имя, и можно через сервис whois понять данные администратора (опять же если они не скрыты).

Средняя стоимость компенсации, составляет 10 000 рублей за 1 произведение и до 300 000 рублей за сборник.

Все остальное, написанное в законе про 5 млн рублей очень привлекательно, но трудно достижимо. А это реальные цифры, полученные из практики судов.

Что касается административного и уголовного преследования, это тоже трудно и дорого в плане реализации. Для административного и уголовного преследования нужен адвокат, потому что юрист может пойти в административный процесс, но только адвокат сможет пойти в уголовный. В начале статьи мы рассказывали историю клиента, которая не писала стихи 10 лет из-за того, что ее авторские права украли, а у нее не было доказательств авторства, чтобы наказать виновника.

Сегодня она снова пишет, потому что открыла для себя сервис IREG, с помощью которого она может в любой момент дня и ночи (ведь вдохновение не ждет рабочих часов) защитить свои творения перед отправкой в редакцию. Редакция получает свидетельство о депонировании, и сразу ясно, кто автор. Кроме того, сейчас эта редакция требует такой формат подтверждения прав уже со всех, чтобы не попадать в такие ситуации с выяснением отношений, разочарованиями, обидами и обвинениями в пособничестве пиратам.

Продукт Цены и тарифы Компания При поддержке © 2016-2021 ireg.pro ООО «Платформа технологий» ОГРН: 1187746418771 ИНН: 9715315260 КПП: 771501001

Как зарегистрировать авторское право: подробная инструкция

Регистрация авторских правРегистрация авторских прав

Сегодня воруют все, от небольших фотографий, логотипов до больших литературных произведений. Независимо от объема и стоимости, все это является интеллектуальной собственностью. Подобные действия преследуются и за это предусмотрены наказания. Но такое возможно только в том случае, когда своевременно была проведена регистрация авторского права. Отсутствие необходимой юридической базы знаний у современного человека не удивляет. Ведь во времена СССР мало кто регистрировал свои творческие работы. И этому есть масса подтверждений.

Единственный и уникальный случай произошел во времена Советского Союза. Тогда правительство считало, что нет в стране такого понятия как авторское право, оформлять никому ничего не надо. Все, что создано, является только собственностью страны. Противостоять этому сумел Федор Шаляпин, после эмиграции во Францию. Только в этой стране он нашел поддержку правосудия, благодаря чему отсудил у Союза 10 тыс. франков за нарушение авторских прав.

Времена изменились и сегодня каждый имеет возможность оформить авторское право, как это сделать необходимо знать. И я решил устранить пробел в знаниях современного человека путем полезных советов на примере собственного профессионального опыта.

Первое, что я советую всем своим клиентам, это отправка заказного письма или ценной бандероли самим себе еще перед тем, как оформить авторское право официально. Всего несколько шагов помогут обеспечить первоначальную защиту своей интеллектуальной собственности.

  1. После того, как статья, роман, сценарий или любой другой вид продукта закончен, его переносят на любой вид носителей. Можно перенести на бумагу формата А-4, флешку или другой съемный носитель.
  2. На ближайшем почтовом отделении оформить заказное письмо, ценную бандероль.
  3. Адрес отправителя и получателя указать свой.
  4. Доставка с уведомлением.
  5. После получения не вскрывать и обеспечить надежную сохранность.
  6. Штемпель почтового отделения с датой отправки считается датой создания интеллектуальной собственности.
  7. Вскрывается конверт только в зале суда, если возникнет такая необходимость.

Такая практика используется во всех цивилизованных странах и доказательством считается неоспоримым, хотя и кажется нашим соотечественникам немного странной. Поле отправки по почте можно начинать официальную часть, а как зарегистрировать авторское право, я подскажу.

Варианты регистрации авторского права на интеллектуальную собственность

Регистрация авторских правРегистрация авторских прав

Для официальной регистрации можно выбрать один или все из предложенных способов.

  1. Зарегистрировать в патентном бюро. Потребуется собрать необходимые документы и подать пакет на регистрацию после написания заявления. Важно, чтобы в этот момент был заключен договор между владельцем и патентным бюро о неразглашении.
  2. Депонирование – регистрация в одной из компаний, которые считаются сообществами коллективного управления. Например, это могут быть УПРАВИС, РАО, РСП, ВОИС. Копия интеллектуальной собственности остается в архиве, владельцу выдается документ, подтверждающий право и дату регистрации. Данные вносятся в реестр авторских прав, доступ к которым можно осуществить из любой точки.
  3. Нотариальное подтверждение. Осуществляется после того, как на руках имеется лицензия на авторство. Копия этого документа заверяется у нотариуса.
  4. Регистрация прав в интернете. Существует два варианта – без подтверждения подписи и с подтверждением ЭЦП (электронная цифровая подпись). Все данные о регистрации заносятся в электронный реестр.

Для лучшего понятия, стоит изучить виды интеллектуальной собственности, представленные в таблице. Все они имеют автора, поэтому должны иметь защиту авторского права.

Это лишь часть данных, но она дает понять, что собой представляет интеллектуальная собственность.

Что такое авторское право

Авторское право представляет собой исключительное право на любое произведение, созданное интеллектуальным или физическим трудом. Владелец права называется правообладателем. Им может являться как автор произведения, так и человек, которому были переданы права по договору.

Без согласия правообладателя никто не имеет права:

  • Использовать картины;
  • Использовать часть картины или ее персонажа в других произведениях;
  • Публиковать картину в СМИ, рекламе, буклетах;
  • Создавать копии;
  • Получать прибыль от воспроизведения или копирования, выставки в музее.

Регистрация авторского права на изображение | abram-ov.ru

В настоящее время рынок интеллектуальной собственности значительно продвинулся вперед, и это послужило толчком для развития такой отрасли юридической компетенции как защита авторских прав. Говоря о плодах творческого труда, мы упоминаем в первую очередь литературные и музыкальные произведения, но стоит обратить внимания и на охрану авторских изображений. Под авторским изображением подразумевается уникальные картины, зарисовки, графические изображения, фотоснимки, и любые другие изображения, созданные конкретным автором или группой авторов.

В основном проблема авторского права встаёт ребром в случае несанкционированного использования изображения третьими лицами. Зачастую это связанно с тем, что огромное количество изображений находиться в открытом доступе на различного рода сайтах и сервисах в сети Интернет. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что в этом порой виноват сам создатель, так как многие создатели зачастую не заботятся о таком важном моменте как регистрация авторского права на изображение и никаким образом не фиксируют свои права на тот или иной продукт творчества, параллельно с этим открыто размещая его на сетевых платформах.

В таком случае, полезно знать о том, что такого рода изображения как фотоснимки можно использовать в качестве дополнительного заработка, помещая их в базу платных фотобанков, где желающий использовать Ваше изображение человек, сперва приобретает оплачиваемый пакет фотопозиций, процент с продажи которых поступает автору. Таким образом Вы избежите неприятного удивления в тех ситуациях, когда внезапно обнаруживаете собственноручно сделанный снимок на продукции каких-либо третьих лиц, или что ещё хуже узнаете о лжезаявлении на авторство над Вашим трудом.

Что касается прочих изображений помимо фоторабот, будь то картины, рисунки, наброски и т.д., предпочтительно пользоваться относительно простым и доступным планом, который позволит значительно облегчить дальнейшее доказательство авторства, в случае возникновения непредвиденных конфликтов и спорных ситуаций. В первую очередь, следует ответственно отнестись к сохранению всех материалов, которые были созданы и использовались в процессе работы над изображением, будь то черновые труды, наброски, эскизы, пробники. В дальнейшем, они могут помочь Вам в доказательстве прав на конкретную работу, и послужат, пожалуй, одним из самых значительных подтверждений Вашего прямого к изображению отношения.

Что это такое?

Авторское право – это раздел гражданского права, который регулирует отношения (материальные и нематериальные) связанные с созданием и использованием интеллектуальной собственности.

Объектами авторского права являются также не только оригиналы произведений творчества, но и их переработанные копии:

  • переводы;
  • статьи;
  • аранжировки и др.

Потому что для их создания понадобился интеллектуальный труд уже другого автора.

Любая информация на просторах интернета является результатом чей-то интеллектуальной или творческой деятельности, а значит, на нее распространяется действие авторского права.

Компьютерные программы и различные приложения, интернет-сайты, статьи, фото, рисунки – каждый из этих объектов имеет автора и является чей-то интеллектуальной собственностью.

Для того, чтобы права автора вступили в силу не нужно отдельной регистрации, достаточно обнародовать продукт творчества. Например, если вы сочинили стихотворение для любимого человека и выложили его в интернет, то никто другой без вашего согласия не вправе выдавать это произведение за свое. Другой вопрос, как вы докажете свое авторство, если возникнет конфликт.

В интернете много различных платных и бесплатных ресурсов, однако следует помнить, что бесплатный доступ к сайту не означает свободу использования его содержимого для любых целей, существуют определенные правила и ограничения. Например, можно скачать книгу из интернета, прочитать ее самому и дать почитать другу, но нельзя распечатать несколько копий и заниматься их продажей.

Предлагаем посмотреть видео о том, что такое авторское право:

На что можно зарегистрировать авторское право

Регистрация авторского права возможна при наличии двух обязательных составляющих: непосредственного автора и объекта права. К последнему относится все то, что является продуктом интеллектуального труда автора.

В качестве примера объектов авторского права можно привести любое литературное произведение, живописную картину, открытие в науке, программу для компьютера или изобретение какой-либо вещи.

Помимо этого, в качестве продукта интеллектуального труда автора может выступать не целое произведение в каком-либо виде творчества, а отдельная часть этого произведения, например – герой из романа. По форме существования объекты авторского подразделяют на следующие виды:

  • письменный (рукопись, литературное произведение, нотный сборник и т.п.);
  • устный (текст публичного выступления, песня собственного сочинения и т.п.);
  • изобразительный (схема, чертеж, картина, фотография и т.п.);
  • звуковой или видео формат, выражающий конечный результат интеллектуальной деятельности какого-либо лица (фильм, записанная песня и т.п.);
  • объемно-пространственный (макет, скульптура и т.п.).

Наиболее часто объектом авторского права выступает один из ниже представленных продуктов интеллектуальной деятельности:

  • книга или сценарий чего-либо;
  • музыкальное или драматическое произведение;
  • хореографическое или пантомимное произведение;
  • фильм или видеоклип;
  • скульптура и прочие вещи из графической/дизайнерской производственной сферы;
  • архитектурный объект;
  • фотография;
  • карта или план чего-либо;
  • программное обеспечение для компьютера;
  • производный документы (реферат, доклад, перевод, обзор и т.д.).

Несмотря на широкий спектр продуктов, относящихся к объектам авторского права, также существует ряд вещей, авторство на которые зарегистрировать нельзя. К таковым можно отнести:

  • произведения народного фольклора;
  • официальные документы любого масштаба (государственные, региональные, локальные, личные и т.п.);
  • общедоступные инфосообщения;
  • элементы государственной символики (герб, флаг, денежный знак и т.п.).

Помимо указанных выше вещей, объектом авторского права не может являться какая-либо идея, принцип, концепция, метод и тому подобные явления, которые уже долговременно находятся в общедоступном обращении.

Источники

  1. Ольга, Леонидовна Шумаева Финансовое право. Шпаргалка / Ольга Леонидовна Шумаева. - М.: Научная книга, 2009. - 516 c.
  2. Сергей, Борисович Россинский Уголовный процесс: учебник для вузов / Сергей Борисович Россинский. - М.: Эксмо, 2009. - 179 c.
  3. Современные проблемы реализации земельного и экологического права / Коллектив авторов. - Москва: Наука, 1977. - 787 c.
  4. Сборник Право и экономика в современном мире. Выпуск V / Сборник статей. - М.: АВТОР, 2016. - 296 c.
  5. Сушкевич, А. Г. Применение законодательства о защите конкуренции к иностранным лицам и организациям / А.Г. Сушкевич. - М.: Синергия, 2007. - 376 c.
Юрист Александр Сергеев/ автор статьи
ЮРИПОМОЩНИК 2021