Блог

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Блог" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Что представляет собой товарный знак?

Под товарным знаком понимается юридически защищенный элемент индивидуализации товара — чаще всего это его фирменное наименование или логотип. Бренд, зарегистрировавший на свою продукцию товарный знак, может быть уверен, что другие фирмы не сумеют скопировать соответствующий элемент индивидуализации, не нарушив закона. Товарный знак — это интеллектуальная собственность организации.

к содержанию ↑

Отличие товарного знака от торговой марки

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Как с вами можно связаться?

Различные значения

Самым главным отличием бренда от торговой марки является юридический смысл терминов. Торговую марку разрешается зарегистрировать и признать чьей-то собственностью, запретить пользоваться ей другим лицам. С брендом проделать подобную операцию нельзя.

Торговая марка

Согласно юридическим документам, торговая марка – это то, что отличает продукцию конкретного производителя от других. Она может выражаться в качестве, внешнем виде, других характеристиках. Важно одно – узнаваемость.

Торговый, или точнее товарный, знак (ТЗ) характеризуется визуальным отличием. Он встречается в виде слова с оригинальным написанием букв, рисунка, их сочетаний, характерных цветов. Обязательное условие – непохожесть на подобные знаки других предпринимателей.

Еще одна особенность – он должен быть зарегистрирован. После регистрации ТЗ не допускается использовать без разрешения собственника.

Бренд

Основное отличие торговой марки от бренда заключается в том, то последний не является юридическим понятием. Это чисто маркетинговый термин.

Существует множество попыток дать ему определение. Наиболее близкое к истине – соответствие наименования мнению потребителей о наибольшем удовлетворении их потребностей.

Товарный знак

Что же такое товарный знак, в чем его главное отличие от товарной марки?

В том, что товарный знак имеет определенный вид, он защищен патентом и служит для защиты товара от подделок и идентификации производителя.

Торговая марка (ТМ) – иностранный термин. В России она имеет аналогичный ТЗ смысл, но не может быть зарегистрирована и иметь юридическую защиту.

Что такое товарный знак и торговая марка?

Фирменное название компании, товаров или конкретной группы продукции – это торговая марка

Каждый производитель может внедрять несколько ТМ для своих продуктов, например, линии в одежде. Создаваемые с ее помощью ассоциации, образы и впечатления в совокупности обеспечивают узнаваемость и запоминаемость предложения среди аналогов.

Торговая марка может состоять из нескольких частей и дополнений:

  • слоганы – лозунги рекламного характера, в которых акцентируется ключевая цель производителя и его приоритеты;
  • атрибуты фирменного стиля – ярлыки, этикетки, оригинальная упаковка, цвета и так далее;
  • логотипы – символика компании. Это необычные обозначения, которые быстро запоминаются и служат инструментом рекламы (стилизованные буквы, картинка и так далее).

ТМ – инструмент, позволяющий решить ряд коммерческих, рекламных и маркетинговых задач.

Например, с ее помощью осуществляется привлечение новой целевой аудитории, продвижение предложения на рынок, рост продаж и так далее.

При этом компания не является владельцем торговой марки с юридической точки зрения, а значит, не может ее продавать, наложить запрет на использование другими компаниями и распоряжаться ею как-то иначе.

Это главное различие между ТМ и ТЗ

Товарный знак – средства для индивидуализации продукта, которые официально зарегистрированы в Роспатенте

Получить такой статус в ведомстве могут любые элементы ТЗ: логотип, название компании, ярлыки, слоганы, форма продукта, упаковка и даже звуки. Но здесь организация приобретает все права законного владельца знака: может распоряжаться им на свое усмотрение, запретить другим лицам его как-то использовать.

Также следует различать понятия:

  • логотип – графическое изображение, главной целью которого является формирование устойчивой ассоциации с производителем или продуктом у потребителей;
  • коммерческое обозначение – служит для индивидуализации самого предприятия. Например, салон красоты «Елена»;
  • бренд – необязательно является зарегистрированным ТЗ. Он тесно связан с маркетингом, обозначает устойчивую психологическую ассоциацию у потребителей, которая возникает при упоминании продукта производителя и относится к его качественным характеристикам.

Отсюда вывод: регистрация товарного знака не означает, что данная комбинация, текст или изображение стали брендом

Товарный знак и бренд, их назначение и функции

Независимо от ассортимента, представленного в магазине, вы всегда сможете найти на полках однотипный товар, отличающийся видом упаковки, ценой, страной производителем и разными названиями. Это может относиться к любой продукции – электронике, лекарствам, одежде, продуктам, автомобилям. Их внутренние различия часто малозаметны. Перед покупателем встает вопрос – что выбрать? И тут на помощь приходит яркий, уже знакомый или легко запоминающийся бренд! Конечно, в этом  случае выбор покупателя очевиден.

Брендом называют интеллектуальную часть товара, определяющую его популярность.

Основные характеристики товарного бренда:

  1. Яркий дизайн и уникальное имя, присущее только этой группе товаров.
  2. Наличие устойчивых положительных коммуникационных связей с потребителем.
  3. Наличие уникального торгового предложения, которое может служить достаточным основанием для указанной стоимости товара.

Очень непросто провести четкое разграничение понятий. С маркетинговой точки зрения, отличие товарного знака от бренда чисто субъективное. Принято считать, что если более 20% покупателей при равных предложениях выбирают именно этот товар, его вполне можно классифицировать как бренд. Необходимо лишь понимать, что многое зависит от текущего состояния рынка, конкуренции и других показателей.

Товарной маркой является конкретный образ, в который включены символы, знаки и дизайн, присущие именно этой продукции, позволяющие сразу отличить продукцию от другой. Ярким примером могут служить торговые знаки автомобилей, одежды, парфюмерии, медикаментов. Люди часто не задумываются над тем, почему они выбирают именно этот товар. Чаще всего выбор происходит, когда покупатель подсознательно опирается на свой опыт, мнение других людей, рекламу и общепринятое мнение.

Но есть у словосочетания «торговая марка» и другое значение – юридическое. Одним из этапов создания бренда является регистрация товарного знака, когда владелец бизнеса получает исключительное право на его использование.

Что такое товарный знак и торговая марка?

Если обратиться к нормам ч. 4 ГК РФ, отличия между товарным знаком и торговой маркой невозможно установить, поскольку законодатель регламентирует правовой режим охраны только для первого из указанных объектов интеллектуальной собственности.

Товарный знак представляет собой обозначение конкретного производителя, индивидуализирующий определенные группы товаров или услуг среди аналогичных предложений на рынке.

Торговая марка является элементом международного патентного права и представляет собой неотъемлемый атрибут товара, связывающий его с определенной фирмой. Таким образом, существенные отличия между указанными понятиями заключаются только в возможности официально зарегистрировать свои права на товарный знак на территории РФ и установить режим защиты интеллектуальной собственности.

Торговая марка не рассматривается национальным законодательством в качестве регистрируемого объекта. При выходе российского производителя на международные рынки компания может получить охранное свидетельство на торговую марку при одновременном сохранении режима защиты на товарный знак в пределах России.

Определение бренда

Слово бренд (brand) означает – сжечь, происходит из древней практики применения горячего штампа на теле овец, чтобы отличить их от других овечек. Так владелец узнавал – овцы действительно его или нет. Брендинг овец стал настолько популярен, что, когда некий владелец ранчо Самуил Maverick решил поставить на своих овец клеймо, ему уже не нужно было ничего придумывать, слово Maverick уже ассоциировалось с маркой крупного рогатого скота.

После промышленной революции заводы производили товары в массовом масштабе, и это требовало широких продаж. Заводчики хотели, чтобы их продукция запоминалась, это и привело к развитию брендов, которые позволили людям узнать о конкретном продукте, только услышав имя. Нужно ли что-нибудь объяснять после того, как вы услышите имена: IBM, Apple, Coca-Cola, KFC, Wal-Mart? Это-то и есть сила бренда. Когда бренд зарегистрирован по патентам он именуется товарным знаком .


Названия брендов, как сигналы, которые передают смысл в умах потребителей, создавая благоприятный имидж продукта в сознании, чтобы привлечь их к продукции или услугам компании. Марка имеет коммерческую цель и значение в сознании клиентов. В основном фирменные наименования это визуальные идентификаторы бизнеса. Бывают случаи, когда звук стал брендом, как в случае MGM (рев льва) и Nokia (оригинал Nokia мелодии звонка). Торговая марка сама по себе защитник бренда, и это дает право владельцу подать в суд на несанкционированное использование товарного знака компании.

Бренд представляет собой – изображение, набор обещаний, высокое качество, долговечность и простоту использования продукта в зависимости от обстоятельств. Именно имидж лояльно действует на потребителей, то, что имеет большую ценность для компании, чем 100 единовременных клиентов .

Что такое торговая марка?

Это маркетинговое понятие, которое воплощает совокупность определенных ассоциаций, свойств, изображений и образов. Все это позволяет предприятию выделиться среди других конкурентов на рынке продукции. Создание торговой марки называется брендингом. Регистрация торговой марки считается его самым первым этапом.

Изначально нужно придумать уникальное название своего предприятия, разработать его логотип и его оформление. Это все создает фирменный стиль компании и определяет его статус на рынке. Если предприниматель свою деятельность начал именно с этого, то с уверенностью можно сказать, что фирма получила определенный имидж. Далее последуют специальные процедуры продвижения торговой марки: реклама, выпуск продукции с логотипом компании и прочее. Торговая марка – бренд, который требует определенной защиты. Иначе его могут использовать другие предприятия. Для этого его нужно зарегистрировать.

Товарный знак: общие сведения

В России понятие и отличительные особенности ТЗ закреплены законодательно. В частности, фирменный символ дает возможность идентифицировать отдельный товар, услугу или определенную группу продуктов. Он представляет собой объект – текст или изображение, который можно нанести на упаковку, сам товар или использовать в рекламных материалах.

Чтобы товарный знак заработал, он должен быть зарегистрирован в Роспатенте. При этом запрещается:

  • включать в ТЗ бессмысленные сочетания букв;
  • добавлять символы, объекты, названия или изображения объектов, относящихся к культурному наследию;
  • указывать ложные сведения или иным образом вводить потребителя в заблуждение;
  • добавлять названия, изображения или иные отсылки к иностранным алкогольным брендам;
  • нарушать принципы этики, морали и гуманности.

Товарный знак – больше, чем просто слово или рисунок. В качестве фирменного символа можно зарегистрировать вывеску, мелодию, цветовое сочетание, упаковку или ее отдельные элементы (например, этикетки).

Для инициации процесса регистрации следует подать заявление в Роспатент. Если по результатам экспертиз будет установлено, что предлагаемый вариант знака уникален, не нарушает прав иных лиц, то его внесут в общероссийский реестр объектов ИС.

Согласно законодательству, товарный знак без каких-либо оговорок может считаться нематериальным активом юридического лица. Это значит, что его можно заложить, продать, полностью или частично передать права на него другим компаниям.

Источники

  1. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь / Г.Б. Романовский. - М.: СПб: Юридический центр, 2003. - 370 c.
  2. Алехин, А.П. Административное право России / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. - М.: Зерцало; Издание 2-е, перераб. и доп., 2009. - 528 c.
  3. Людмила Рагимовна Шабайкина Право в повседневной жизни. Учебное пособие: моногр. ; Проспект - М., 1986. - 711 c.
  4. Брусницын Л. В. Комментарий законодательства об обеспечении безопасности участников уголовного судопроизводства; Юстицинформ - М., 2009. - 970 c.
  5. Андреевский Сергей Дело Наумова; Машиностроение - Москва, 1986. - 150 c.
Юрист Александр Сергеев/ автор статьи
ЮРИПОМОЩНИК 2021