213 статья уголовного кодекса

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "213 статья уголовного кодекса" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УК РФ

Л. С. АИСТОВА

Уголовная ответственность за хулиганство предусмотрена ст. 213 УК РФ, диспозиция которой в результате неоднократных изменений законодателем приобрела сложный характер. При толковании ее положений возникают вопросы относительно сущности уголовно наказуемого деяния и его общественной опасности.

По-существу, в диспозиции ст. 213 УК РФ предусмотрено два вида хулиганства. Первый, по п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ — это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Второй вид хулиганства — это то же самое грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, но совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной нена­висти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ). Этот вид хулиганства уже не связан с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, и должен проявляться в совершении каких-либо иных действий.

В обоих случаях эти действия направлены на грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, но каких-либо иных признаков, позволяющих конкретизировать действия, закон не дает. Относительно первого вида хулиганства можно сделать вывод, что грубое нарушение общественного порядка проявляется только в применении оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия. В отношении второго вида хулиганства конкретизировать характер общественно опасного деяния и форму его проявления не представляется возможным, что и является одним из проблемных вопросов.

Отсутствуют указания в законе, по каким признакам следует отграничивать хулиганство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной нена­висти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы от иных правонарушений либо преступлений. Как, например, и от обывательского, неосознанного проявления неуважения к представителям других религий, социальных слоев либо групп. Возникают сложности отграничения данного вида хулиганства от преступлений против личности по аналогичным мотивам или преступлений, предусмотренных ст.ст. 281 и 282 УК РФ.

Стр.15

Указание в законе только на то, что эти действия должны грубо нарушать общественный прядок, представляется несостоятельным, так как любое противоправное действие, совершенное публично, уже само по себе является грубым нарушением общественного порядка.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по дедам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» от 15 ноября 2007 г. № 45 по рассматриваемому вопросу содержатся положения общего характера, не позволяющие четко определить деяние.

При конструировании диспозиции ст. 213 УК РФ, по нашему мнению, допущены ошибки, касающиеся законодательной техники. Помимо того, что данная статья многословна, в ней отсутствует описание конкретного общественно опасного деяния, а наказуемость преступления определяется мотивами поведения. Согласно п. «а» ч.1 ст. 213 УК РФ — это явное неуважение к обществу, в п. «б» ч. 2 ст. 213 УК указанный мотив дополняется мотивами политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной нена­висти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Каждый из этих мотивов требует отдельного исследования.

Эти же мотивы в качестве квалифицирующих признаков предусмотрены в составах преступлений против жизни и здоровья. По-видимому, они должны по-разному проявляться при совершении хулиганства и в преступлениях против личности, тем более что в преступлениях против личности они выступают признаками квалифицированного состава, а в хулиганстве являются конструирующими признаками простого состава.

Однако эти нюансы при квалификации указанных преступлений не учитываются. Более того, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» рекомендуется деяние квалифицировать по совокупности преступлений, т. е. по ст. 213 УК РФ и статье о преступлении против личности, если в деянии содержатся признаки указанных составов преступлений.

При квалификации правоприменительными органами преступлений, связанных с хулиганством, проявляется традиция не применять ту статью, признаки состава преступления которой не поняты. Об этом ярко свидетельствует судебно-следственная практика. Количество дел о хулиганстве из года в год сокращается. Одно из самых распространенных преступлений в период действия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., в настоящее время хулиганство, по данным судебной статистики, составляет 2% и менее от общего числа совершенных преступлений. Так, если в 1995 г. по ст. 206 УК РСФСР было зарегистрировано 191 тыс. преступлений, то «ограничение хули­ганства только случаями грубого нарушения общественного порядка с примене­нием оружия или других предметов, произведенное Законом от 8 декабря 2003 г., существенно повлияло на показатели регистрации хулиганства: 2004 г. — 24,8 тыс., 2005 г. — 30 тыс., 2006 г. — 28,6 тыс»(1). Случаи же привлечения к уголовной ответственности по п. «б» ч. 2 ст. 213 УК РФ вообще крайне редки.

Э. Ф. Побегайло справедливо отмечает: «Криминологами давно на статистическом уровне подмечена закономерность: ослабление борьбы с хулиганством ведет к росту тяжких насильственных преступлений …вот данные уголовной статистики: число зарегистрированных преступлений на улицах, площадях, парках и скверах по сравнению с 2003-м в 2004 г. выросло на 11,1%, в 2005 г. — на 47,4%. За указанные периоды времени соответственно возросла регистрация

Стр.16

грабежей — на 29, 4; 48,3; разбойных нападений — 23,2; 31,4%»(1).

Положение продолжает ухудшаться. От единичных случаев проявления хулиганства, носящего, как правило, спонтанный, стихийный характер, оно приобретает организованный характер с участием многих лиц, большинство из которых вооружено как огнестрельным, так и холодным оружием. В подобных случаях речь идет уже не о грубом нарушении общественного порядка, а о посягательстве на общественную безопасность, если под общественной безопасностью понимать совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование государственных институтов и учреждений и спокойствие граждан.

Определение степени общественной опасности хулиганства является вторым проблемным вопросом.

Представляется, что в современной редакции ст. 213 УК РФ по сравнению со всеми ее предыдущими редакциями описан более опасный вид хулиганства. Хулиганство, сопряженное с применением оружия, и ранее, в период действия УК РСФСР 1960 г., считалось особо злостным хулиганством и квалифицировалось по ч. 3 ст. 206 УК РСФСР. И оно справедливо относилось к преступлениям против общественного порядка. Понятия «общественная безопасность» в то время в юриспруденции не существовало.

В теории уголовного права и на практике хулиганство традиционно рассматривается как преступление против общественного порядка(2). В то время как деяние, предусмотренное п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ, посягает на важнейшие конституционные права личности. В силу этого признавать хулиганство преступлением против общественного порядка означает недооценивать его возросшую общественную опасность.

В рассуждениях о хулиганстве как о преступлении против общественного порядка можно усмотреть и логическую нестыковку. Ношение огнестрельного оружия (ст. 222 УК РФ) признается преступлением против общественной безопасности, применение оружия, т. е. совершение более опасного деяния, — преступлением против общественного порядка.

Примечательно, что в Уголовном кодексе КНР состав хулиганства отсутствует. В главе 2 УК КНР «Преступления против общественной безопасности» сформирован такой состав, как «появление в общественном месте или в общественном транспорте со стрелковым оружием, боеприпасами, режущими инструментами, подпадающими под категорию холодного оружия, взрывчатыми, легковоспламеняющимися, токсичными и разлагающимися химическими веществами, на которые не имеется разрешения, создающие угрозу общественной безопасности» (ст. 130).

Статья 213 УК РФ изложена таким образом, что оказались декриминализированы деяния, которые в обыденном правовом сознании расцениваются как хулиганство, и отсутствие какой-либо ответственности за них создает атмосферу безнаказанности. Следует согласиться с утверждением Э. Ф. Побегайло, что криминализация общества происходит через декриминализацию преступлений(3). Статья 213 УК РФ требует серьезной законодательной доработки с целью обеспечения общественной безопасности, защиты общественного порядка.

Стр.17

Комментарий к статье 213

1. По сравнению со статьей об ответственности за хулиганство УК РСФСР 1960 г. в комментируемой статье содержится ряд изменений. Среди наиболее важных из них — декриминализация состава простого хулиганства в том виде, как оно было предусмотрено в прежнем УК, и уточнение квалифицирующих признаков этого преступления.

2. Хулиганство предполагает грубое нарушение общественного порядка. Под общественным порядком прежде всего следует понимать сложившуюся в обществе систему отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных действующим законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Понятие грубого нарушения общественного порядка является оценочным и означает значительность, существенность нарушения. Этот признак дополняется также оценочным понятием явного, т. е. очевидного и открыто выраженного, неуважения к обществу.

3. Нельзя квалифицировать как хулиганство нанесение оскорблений, побоев, причинение вреда здоровью и другие преступления, основанные на личных неприязненных отношениях и совершенные в быту или на производстве в отношении членов семьи, родственников, знакомых или сослуживцев. В некоторых случаях подобные действия могут образовывать состав хулиганства, если в них присутствует прямой умысел на нарушение общественного порядка (см. постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5 «О судебной практике по делам о хулиганстве» от 24 декабря 1991 г. в редакции постановления от 21 декабря 1993 г. N 11. — Сб. пост. Пленума Верх. Суда РФ. 1961 — 1993. М., 1994, с. 307).

Как правило, к хулиганству следует относить указанные действия, совершаемые в общественных местах (на улице, в общественных учреждениях, на транспорте, в предприятиях общественного питания и т. п.) в отношении случайных прохожих и посетителей, иных незнакомых или малознакомых людей. Нередко в таких случаях виновный в поведении потерпевшего усматривает некий повод для своих действий или сам его провоцирует. Существенным обстоятельством для квалификации действий как хулиганских в подобных ситуациях следует считать явную несоразмерность действий преступника вызвавшему их поводу.

4. Под насилием в ч. 1 статьи понимается умышленное причинение легкого вреда здоровью или побоев. Причинение вреда здоровью средней тяжести или тяжкого требует квалификации деяния по совокупности ст. 213 и ст. 111 или 112.

5. О понятии уничтожения и повреждения чужого имущества см. комментарий к ст. 167.

6. Понятие группы лиц, группы лиц по предварительному сговору или организованной группы разъясняется в ст. 35 настоящего УК и комментарии к ней.

7. Под сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, следует понимать не просто неповиновение названным лицам, а активное им противодействие. При этом действиями названных лиц, вызывающими сопротивление виновного, следует признать не просто просьбы и требования, т. е. различные словесные призывы, а активное вмешательство в хулиганские действия, включая применение силы. Сопротивление, оказанное после прекращения хулиганских действий, например в связи с последующим задержанием виновного, не должно рассматриваться как квалифицирующее обстоятельство хулиганства (см. упоминаемое выше постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о хулиганстве»).

8. Пункт «в» ч. 2 комментируемой статьи предполагает неснятую или непогашенную судимость за хулиганство.

9. О понятии оружия см. комментарий к ст. 222.

10. О понятии предметов, используемых в качестве оружия, см. комментарий к ст. 162.

11. Применение при хулиганстве оружия или предметов, используемых в качестве оружия, охватывает не только те случаи, когда виновный с их помощью наносит или пытается нанести телесные повреждения, но и такие, когда использование этих предметов в процессе хулиганских действий создает реальную угрозу для жизни или здоровья граждан (см. постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о хулиганстве»).

12. Хулиганство является умышленным преступлением, совершаемым только с прямым умыслом, т. е. лицо осознает, что грубо нарушает общественный порядок, выражает явное неуважение к обществу, и желает этого.

13. Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 213, является лицо, достигшее 16 лет. Уголовная ответственность за хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и ч. 3) наступает с 14 лет.

Научно-практический комментарий:
1. Объект преступления — общественный порядок как составная часть общественной безопасности. Он понимается как система отношений между людьми, совокупность правил поведения в обществе, установленных нормативными актами, нормами морали, обычаями, традициями, обеспечивающих обстановку спокойствия и защищенности в различных социальных сферах. Дополнительный объект — здоровье человека.
2. Объективная сторона хулиганства включает: а) грубое нарушение общественного порядка; б) явное неуважение к обществу; в) применение оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия.
3. Грубое нарушение общественного порядка означает значительность, серьезность нарушения, серьезно ущемляющего установленный в обществе порядок межличностного общения. Грубым нарушением общественного порядка следует признавать, например, совершаемые в общественных местах действия, которые сопряжены с глумлением, издевательским отношением к незнакомым людям, либо с нарушением работы транспорта, срывом массовых мероприятий, нарушением общественного спокойствия в течение продолжительного периода времени.
Явное неуважение к обществу означает умышленное нарушение общепризнанных норм и правил поведения, продиктованных желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» <1>).
———————————
<1> БВС РФ. 2008. N 1.
4. Нанесение побоев, причинение легкого вреда здоровью и другие подобные действия, совершенные в семье, в отношении, родственников и знакомых, вызванные личными неприязненными отношениями или неправильными действиями потерпевших, при отсутствии признаков хулиганства должны квалифицироваться как преступления против личности (п. 13 указанного Постановления).
5. Характерной чертой хулиганства является его публичность. Она проявляется в совершении хулиганских действий в присутствии людей либо хотя и в их отсутствие, но в расчете на ознакомление членов общества с результатом хулиганских действий (например, при уничтожении или повреждении имущества в общественных местах).
6. Альтернативно обязательным признаком хулиганства является способ совершения преступления: применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «а» ч. 1 ст. 213). Этот признак комментировался при анализе п. «г» ч. 2 ст. 126 УК и имеет то же самое содержание.
7. В случае умышленного причинения смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью хулиганство должно квалифицироваться по совокупности с п. «и» ч. 2 ст. 105, п. «д» ч. 2 ст. 111 или п. «д» ч. 2 ст. 112 УК.
8. Вторым альтернативно обязательным признаком преступления в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 211-ФЗ <1> является совершение деяния по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «б» ч. 1 ст. 213). Включение этого признака в основной состав хулиганства порождает конкуренцию названного мотива с хулиганским мотивом, что неизбежно вызовет затруднения на практике.
———————————
<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4008.
9. Состав хулиганства сконструирован таким образом, что оконченным преступлением его следует признавать с момента совершения действий, грубо нарушающих общественный порядок и выражающих явное неуважение к обществу, которые сопровождаются применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, или совершены по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
10. С субъективной стороны хулиганство характеризуется прямым умыслом и одним из двух указанных в законе мотивов.
Хулиганский мотив выражается в демонстративном вызове окружающим, стремлении виновного противопоставить свои личные интересы интересам общества, проявить пренебрежительное отношение к нормам социального поведения, показать свою вседозволенность и безнаказанность (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.99 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)»).
Мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы анализировались в комментарии к п. «л» ч. 2 ст. 105 и имеют такое же содержание.
11. Субъект преступления по ч. 1 ст. 213 — лицо, достигшее возраста 16 лет, а по ч. 2 — 14 лет.
12. Квалифицированными видами хулиганства (ч. 2 ст. 213) являются совершение деяния: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) связанного с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка.
О понятии группы лиц по предварительному сговору и организованной группы см. комментарий к ст. 35.
13. Под сопротивлением представителю власти или иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка, следует понимать «умышленные действия лица по преодолению законных действий указанных лиц, а также действий других граждан, пресекающих нарушение общественного порядка, например при задержании лица, совершающего хулиганство, его обезоруживании, удержании или воспрепятствовании иным способом продолжению хулиганских действий» (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N 45).
Хулиганские действия, связанные с сопротивлением представителю власти, в ходе которого применено насилие, как опасное, так и неопасное для жизни и здоровья, следует квалифицировать по совокупности ч. 2 ст. 213 и ст. 318 УК (п. 9 Постановления).

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ ХУЛИГАНСТВА

Уголовная ответственность за хулиганство предусмотрена ст. 213 УК РФ, диспозиция которой в результате неоднократных изменений законодателем приобрела сложный характер. При толковании ее положений возникают вопросы относительно сущности уголовно наказуемого деяния и его общественной опасности.

По-существу, в диспозиции ст. 213 УК РФ предусмотрено два вида хулиганства. Первый, по п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ — это грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Второй вид хулиганства — это то же самое грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, но совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной нена­висти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ). Этот вид хулиганства уже не связан с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, и должен проявляться в совершении каких-либо иных действий.

В обоих случаях эти действия направлены на грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, но каких-либо иных признаков, позволяющих конкретизировать действия, закон не дает. Относительно первого вида хулиганства можно сделать вывод, что грубое нарушение общественного порядка проявляется только в применении оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия. В отношении второго вида хулиганства конкретизировать характер общественно опасного деяния и форму его проявления не представляется возможным, что и является одним из проблемных вопросов.

Отсутствуют указания в законе, по каким признакам следует отграничивать хулиганство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной нена­висти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы от иных правонарушений либо преступлений. Как, например, и от обывательского, неосознанного проявления неуважения к представителям других религий, социальных слоев либо групп. Возникают сложности отграничения данного вида хулиганства от преступлений против личности по аналогичным мотивам или преступлений, предусмотренных ст.ст. 281 и 282 УК РФ.

Указание в законе только на то, что эти действия должны грубо нарушать общественный прядок, представляется несостоятельным, так как любое противоправное действие, совершенное публично, уже само по себе является грубым нарушением общественного порядка.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по дедам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» от 15 ноября 2007 г. № 45 по рассматриваемому вопросу содержатся положения общего характера, не позволяющие четко определить деяние.

При конструировании диспозиции ст. 213 УК РФ, по нашему мнению, допущены ошибки, касающиеся законодательной техники. Помимо того, что данная статья многословна, в ней отсутствует описание конкретного общественно опасного деяния, а наказуемость преступления определяется мотивами поведения. Согласно п. «а» ч.1 ст. 213 УК РФ — это явное неуважение к обществу, в п. «б» ч. 2 ст. 213 УК указанный мотив дополняется мотивами политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной нена­висти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Каждый из этих мотивов требует отдельного исследования.

Эти же мотивы в качестве квалифицирующих признаков предусмотрены в составах преступлений против жизни и здоровья. По-видимому, они должны по-разному проявляться при совершении хулиганства и в преступлениях против личности, тем более что в преступлениях против личности они выступают признаками квалифицированного состава, а в хулиганстве являются конструирующими признаками простого состава.

Однако эти нюансы при квалификации указанных преступлений не учитываются. Более того, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» рекомендуется деяние квалифицировать по совокупности преступлений, т. е. по ст. 213 УК РФ и статье о преступлении против личности, если в деянии содержатся признаки указанных составов преступлений.

При квалификации правоприменительными органами преступлений, связанных с хулиганством, проявляется традиция не применять ту статью, признаки состава преступления которой не поняты. Об этом ярко свидетельствует судебно-следственная практика. Количество дел о хулиганстве из года в год сокращается. Одно из самых распространенных преступлений в период действия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г., в настоящее время хулиганство, по данным судебной статистики, составляет 2% и менее от общего числа совершенных преступлений. Так, если в 1995 г. по ст. 206 УК РСФСР было зарегистрировано 191 тыс. преступлений, то «ограничение хули­ганства только случаями грубого нарушения общественного порядка с примене­нием оружия или других предметов, произведенное Законом от 8 декабря 2003 г., существенно повлияло на показатели регистрации хулиганства: 2004 г. — 24,8 тыс., 2005 г. — 30 тыс., 2006 г. — 28,6 тыс»(1). Случаи же привлечения к уголовной ответственности по п. «б» ч. 2 ст. 213 УК РФ вообще крайне редки.

Э. Ф. Побегайло справедливо отмечает: «Криминологами давно на статистическом уровне подмечена закономерность: ослабление борьбы с хулиганством ведет к росту тяжких насильственных преступлений …вот данные уголовной статистики: число зарегистрированных преступлений на улицах, площадях, парках и скверах по сравнению с 2003-м в 2004 г. выросло на 11,1%, в 2005 г. — на 47,4%. За указанные периоды времени соответственно возросла регистрация

грабежей — на 29, 4; 48,3; разбойных нападений — 23,2; 31,4%»(1).

Положение продолжает ухудшаться. От единичных случаев проявления хулиганства, носящего, как правило, спонтанный, стихийный характер, оно приобретает организованный характер с участием многих лиц, большинство из которых вооружено как огнестрельным, так и холодным оружием. В подобных случаях речь идет уже не о грубом нарушении общественного порядка, а о посягательстве на общественную безопасность, если под общественной безопасностью понимать совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование государственных институтов и учреждений и спокойствие граждан.

Определение степени общественной опасности хулиганства является вторым проблемным вопросом.

Представляется, что в современной редакции ст. 213 УК РФ по сравнению со всеми ее предыдущими редакциями описан более опасный вид хулиганства. Хулиганство, сопряженное с применением оружия, и ранее, в период действия УК РСФСР 1960 г., считалось особо злостным хулиганством и квалифицировалось по ч. 3 ст. 206 УК РСФСР. И оно справедливо относилось к преступлениям против общественного порядка. Понятия «общественная безопасность» в то время в юриспруденции не существовало.

В теории уголовного права и на практике хулиганство традиционно рассматривается как преступление против общественного порядка(2). В то время как деяние, предусмотренное п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ, посягает на важнейшие конституционные права личности. В силу этого признавать хулиганство преступлением против общественного порядка означает недооценивать его возросшую общественную опасность.

В рассуждениях о хулиганстве как о преступлении против общественного порядка можно усмотреть и логическую нестыковку. Ношение огнестрельного оружия (ст. 222 УК РФ) признается преступлением против общественной безопасности, применение оружия, т. е. совершение более опасного деяния, — преступлением против общественного порядка.

Примечательно, что в Уголовном кодексе КНР состав хулиганства отсутствует. В главе 2 УК КНР «Преступления против общественной безопасности» сформирован такой состав, как «появление в общественном месте или в общественном транспорте со стрелковым оружием, боеприпасами, режущими инструментами, подпадающими под категорию холодного оружия, взрывчатыми, легковоспламеняющимися, токсичными и разлагающимися химическими веществами, на которые не имеется разрешения, создающие угрозу общественной безопасности» (ст. 130).

Статья 213 УК РФ изложена таким образом, что оказались декриминализированы деяния, которые в обыденном правовом сознании расцениваются как хулиганство, и отсутствие какой-либо ответственности за них создает атмосферу безнаказанности. Следует согласиться с утверждением Э. Ф. Побегайло, что криминализация общества происходит через декриминализацию преступлений(3). Статья 213 УК РФ требует серьезной законодательной доработки с целью обеспечения общественной безопасности, защиты общественного порядка.

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ

| ст 213 УПК РФ 1. Уголовное дело прекращается по постановлению следователя, копия которого направляется прокурору, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25.1 настоящего Кодекса. 2. В постановлении указываются: 1) дата и место его вынесения; 2) должность, фамилия, инициалы лица, его вынесшего; 3) обстоятельства, послужившие поводом и основанием для возбуждения уголовного дела; 4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие преступление, по признакам которого было возбуждено уголовное дело; 5) результаты предварительного следствия с указанием данных о лицах, в отношении которых осуществлялось уголовное преследование; 6) применявшиеся меры пресечения; 7) пункт, часть, статья настоящего Кодекса, на основании которых прекращаются уголовное дело и (или) уголовное преследование; 8) решение об отмене меры пресечения, а также наложения ареста на имущество, корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записи переговоров; 9) решение о вещественных доказательствах; 10) порядок обжалования данного постановления.

Добро пожаловать на сайт « Уголовный Кодекс Российской Федерации ».

Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции Уголовного Кодекса РФ, включая все поправки на 2021 год, комментарии к статьям Уголовного кодекса и другие тематические материалы. Переход к статьям УК РФ осуществляется через оглавление на главной странице или навигационную цепочку. Также вы можете воспользоваться поиском по сайту.

Статья 131. Изнасилование (в ред. Федерального закона от 27.07.2009 N 215-ФЗ) 1.

Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, — наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет. а) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

УК РФ, Статья 213

Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции ) (часть первая в ред.

Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ) (см.

текст в предыдущей редакции ) 2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, — наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.

(в ред.

Состав преступления

  • Субъективная сторона. В главной степени отличается тем, что в действиях присутствует прямой умысел, а также стремление обвиняемого показать в своих действиях оппозицию, противопоставить себя обществу. Нередко хулиганские действия противоречат разного рода нормам, установленным в обществе, – моральным, нравственным и т.д.Если действия доказано подчиняются только личным мотивам преступника, то преступление уже нельзя будет классифицировать как хулиганство. Соответственно и разбирательство будет происходить по другой статье.
  • Объективная сторона. С объективной стороны рассматриваются совершенные в рамках преступления действия и их характеристика. В первую очередь, действия должны быть активными, заключаться в нарушениях установленного общественного порядка. Данные действия, как правило, сопровождаются насилием и откровенным неуважением к обществу и его правилам.

Субъектом хулиганства является физическое лицо, которое уже достигло возраста 14 лет. Объектом преступления становятся сразу и общественный порядок, и неприкосновенность отдельно взятой личности.

Ст 213 ук рф хулиганство примеры

Медицинские осмотры некоторых категорий работников Ст ТК РФ с комментариями и изменениями года. Работники, занятые на работах с вредными и или опасными условиями труда в том числе на подземных работах , а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня смены , а также в течение и или в конце рабочего дня смены.

Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время. Вредные и или опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов , а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Комментарий к статье ТК РФ: 1. В соответствии со ст ТК РФ некоторые категории работников должны проходить обязательные медицинские осмотры. К их числу относятся прежде всего работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и или опасными условиями труда в т.

Они проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные медицинские осмотры обследования для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры обследования ч. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций проходят указанные медицинские осмотры обследования в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний ч.

Вредные и или опасные производственные факторы, влияющие на здоровье работников в процессе труда, и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры обследования , и порядок их проведения определяются Правительством РФ либо нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Именно такими нормативными правовыми актами в первую очередь надлежит руководствоваться при организации медицинских осмотров значительного числа работников. Так, во исполнение Постановления Правительства РФ от 27 октября г.

N СЗ РФ. N 38 утвердил: Перечень вредных и или опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры обследования ; Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры обследования ; Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров обследований работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и или опасными производственными факторами.

Необходимо также иметь в виду, что сохраняет свое значение Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску в контакте с вредными, опасными веществами и производственными факторами, который дан в приложении N 4 к Приказу Минздравмедпрома России от 14 марта г.

N 90 Новая аптека. К вредным и или опасным производственным факторам отнесены химические факторы, например вещества, обладающие выраженным действием на организм аллергены, асбесты природные и синтетические, стекловолокно, стеклянная и минеральная вата, смолы, лаки, клеи и др.

К числу работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры обследования , отнесены работы на высоте, верхолазные работы, работа крановщика машиниста крана , работы по непосредственному управлению транспортными средствами и др.

При этом профессии и должности лиц, выполняющих указанные работы, не предусматриваются. Для прохождения предварительного медицинского осмотра обследования поступающему на работу лицу работодатель выдает направление, в котором указываются вредные и или опасные производственные факторы или работы с вредными и или с опасными условиями труда.

Помимо направления этим лицом должен быть предъявлен паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторная карта или выписка из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – решение врачебной психиатрической комиссии.

Для прохождения работниками периодических медицинских осмотров обследований работодатель определяет контингенты таких работников и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам обследованиям , с указанием участков, цехов, производств, работ с вредными и или опасными условиями труда и вредных и или опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников.

После согласования данного списка с территориальными органами Роспотребнадзора работодатель направляет его – за 2 месяца до начала осмотра – в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров обследований.

На основании полученного поименного списка медицинская организация утверждает совместно с работодателем календарный план проведения медицинских осмотров обследований. Частота проведения периодических медицинских осмотров обследований определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но не реже чем один раз в 2 года.

Периодические медицинские осмотры обследования работников могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением или по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с обязательным обоснованием в направлении причины досрочного внеочередного осмотра обследования.

Заключение медицинской комиссии и результаты медицинского осмотра обследования , как предварительного, так и периодического, а также выписка из амбулаторной карты работника вносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров обследований.

Медицинская организация совместно с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и представителем работодателя обобщает результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров обследований работников и составляет заключительный акт по его итогам в 4 экземплярах.

Заключительный акт в течение 30 дней должен быть представлен работодателю, территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и центру профпатологии.

Работник информируется о результатах медицинского осмотра обследования. Применяя статью ТК РФ следует учитывать, что в случае если при проведении периодического медицинского осмотра обследования возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в центр профпатологии на экспертизу для выявления связи заболевания с профессией.

Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника.

Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, центром профпатологии направляется с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу.

Критерии и классификация условий труда. Роспотребнадзором 29 июля г. Лица, оставившие производство, на котором применялись или производились канцерогенные вещества и продукты, подлежат систематическому медицинскому наблюдению с участием специалиста-онколога и должны регистрироваться в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства или прежней работы.

Специальными актами регулируется организация медицинских осмотров некоторых категорий работников железнодорожного транспорта см. Для снижения вероятности аварий в связи с неправильными действиями персонала объектов использования атомной энергии атомных станций, исследовательских реакторов, судов с ядерными энергетическими установками, пунктов хранения радиоактивных отходов и др.

Перечни медицинских противопоказаний и должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 марта г.

Для отдельных категорий работников, например для персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия, а также для спасателей, помимо предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, предусмотрено прохождение соответственно медицинских осмотров до и после рабочей смены ст.

Постановлением Правительства РФ от 31 октября г. Статьей 9 Закона о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции предусмотрены обязательные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников отдельных профессий, производств и организаций.

Перечень таких работников утвержден Постановлением Правительства РФ от 4 сентября г. Работники, осуществляющие определенную деятельность, в т. Такое освидетельствование проводится на добровольной основе.

Организационно-методическая работа по вопросам, связанным с прохождением обязательного психиатрического освидетельствования, осуществляется Минздравсоцразвития России. Порядок прохождения указанного освидетельствования определяется Правилами, утв.

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября г. При этом применяется Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источниками повышенной опасности кроме п.

Обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранением, не реже одного раза в 5 лет. Для прохождения такого освидетельствования работник должен представить выданное работодателем направление с указанием вида деятельности и условий труда и предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Решение комиссии в письменной форме выдается работнику под роспись в течение 3 дней после его принятия и в этот же срок доводится до сведения работодателя с указанием даты принятия решения и даты выдачи его работнику.

В случае несогласия работника с решением комиссии он может обжаловать его в суд. В случаях, когда по состоянию здоровья работнику необходимо пройти внеочередной медицинский осмотр обследование в соответствии с медицинскими рекомендациями, он должен быть направлен на такой осмотр обследование с сохранением за ним места работы должности и среднего заработка.

Предусмотренные статьей ТК РФ медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя. Наряду с этим в соответствии со ст. Фонд социального страхования РФ вправе принимать решения о направлении страхователями в указанный период средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме до ,0 тыс.

Финансовое обеспечение этих мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Страхователь осуществляет расходы на проведение углубленных медицинских осмотров в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Прохождение лицами, занятыми на работах с вредными и опасными условиями труда, обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров обследований является их обязанностью.

Отказ работника от прохождения очередного периодического медицинского осмотра без уважительной причины работодатель может рассматривать как нарушение трудовой дисциплины и подвергнуть его дисциплинарному взысканию.

Работодатель не вправе допускать работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний.

Статья 213 УК РФ. Хулиганство

Новая редакция Ст. 213 УК РФ

1. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное:

а) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

б) по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;

в) на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка, —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до семи лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.

Судебная практика по статье 213 УК РФ.

Если это побои, то руководствоваться статьями, в которых изложена ответственность за преступление против личности плюс статьей «Хулиганство».
Простое хулиганство выражается в совершении действий, грубо нарушающих общественный прядок, также по мотивам национальной, расовой, политической и иной вражды, в том числе посягательстве на здоровье, честь, достоинство граждан и т.д.

УК РФ, судам следует иметь в виду, что предварительная договоренность должна быть достигнута не только о совершении совместных хулиганских действий, но и о применении оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

При квалификации действий виновного как хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, суды должны исходить из требований, предусмотренных частью 2 статьи 35 УК РФ. Хулиганство, предусмотренное в ст.213 Уголовного Кодекса РФ имеет ряд признаков, позволяющих отграничить его от административного правонарушения.

Источники

  1. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права / В.Н. Яковлев. - М.: Институт практической психологии, 2005. - 128 c.
  2. Гражданин и право №05/2012 / Отсутствует. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. - 980 c.
  3. Кунтаев Р. А. …И нет пути назад: моногр. ; Издательские решения - М., 1981. - 429 c.
  4. Засухин Дмитрий Юридический маркетинг. Как привлечь клиентов юристам и адвокатам; Мультимедийное издательство Стрельбицкого - М., 2014. - 273 c.
  5. Ирина Александровна Дроздова Система пользования, управления и эксплуатации многоквартирным домом как объектом общедолевого имущества. Концепция; Проспект - М., 2005. - 692 c.
Юрист Александр Сергеев/ автор статьи
ЮРИПОМОЩНИК 2021