Транспортная накладная 2018

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Транспортная накладная 2018" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Содержание

Сопроводительные документы при перевозках товаров автомобильным транспортом по территории РФ Заполнение ТТН

Сопроводительные документы при перевозках товаров автомобильным транспортом по территории РФЗаполнение ТТНОбщие правила оформления товарно-транспортной накладнойЗаполнение ТТН грузоотправителем Заполнение ТТН грузополучателем Заполнение ТТН организацией-перевозчиком См. также СКЛАД ЗАКОНОВ О ДОКУМЕНТООБОРОТЕ ПРИ ДОСТАВКЕ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИВ настоящее время значительная часть грузоперевозок выполняется коммерческими предприятиями, причем немалое место в этой деятельности принадлежит небольшим автотранспортным фирмам и индивидуальным предпринимателям.Именно небольшие автотранспортные предприятия, которые еще не имеют такого большого опыта работы на рынке транспортных услуг, как крупные автокомбинаты (бывшие государственные), чаще всего сталкиваются с проблемами недостаточно корректного оформления документов, сопровождающих груз, что вызывает сложности во взаимоотношениях с государственными контролирующими органами.Правильное оформление товарно-сопроводительных документов важно и для предприятий, пользующихся услугами транспортных организаций.Поэтому мы считаем полезным напомнить основные правила оформления товарно-транспортных документов.Отношения по перевозке грузов автомобильным транспортом регламентируются нормами Гражданского кодекса РФ.Кроме того, продолжает действовать с изменениями и дополнениями Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.69 N 12.На основании УАТ приняты Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Минавтотрансом РСФСР 30.07.71), а также правила выполнения отдельных видов перевозок, обязательные для применения всеми перевозчиками на территории РФ.Организации (изготовители товаров, а также торгующие) могут перевозить грузы как собственным транспортом, так и пользуясь услугами организаций-перевозчиков, с которыми должен быть заключен договор перевозки.По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную договором плату.Условия перевозки товаров и ответственность сторон по перевозкам определяются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством.С транспортной организацией может быть заключен не только разовый, но и долгосрочный договор на перевозки на любой срок, например на месяц, квартал, год, или же стороны договариваются подавать разовые заказы (по любым каналам связи), принимаемые перевозчиком к исполнению.Общие правила оформления товарно-транспортной накладнойДля организации (предпринимателя), осуществляющей перевозку груза, оформление и наличие у водителя путевого листа и перевозочных документов является обязательным.К перевозочным документам относится прежде всего товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме N 1-Т, которая утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.97 N 78

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

.ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки на территории РФ и, как правило, оформляется грузоотправителем.Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком.Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов — товарного и транспортного (см. пример заполнения товарно-транспортной накладной).Товарный раздел определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя.Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем — заказчиком автотранспортных услуг с организацией — владельцем этого транспорта, выполняющим перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам.Таким образом, ТТН выполняет одновременно несколько функций.Правильное оформление товарно-транспортной накладной важно и для отправителя, и для получателя груза, поскольку ТТН является документом, подтверждающим выполнение грузоотправителем своих обязанностей перед грузополучателем в соответствии с заключенным между ними договором.ТТН составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов (незаполненные поля прочеркиваются).

Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, ТТН выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности.Как правило, ТТН выписывается в четырех экземплярах.Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ со склада.Второй, третий и четвертый экземпляры заверяются подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, подписью водителя и вручаются водителю.Второй экземпляр сдается водителем грузополучателю для оприходования ТМЦ.Третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются в бухгалтерию транспортной организации.Третий экземпляр, служащий основанием для расчета платы за перевозку, транспортная организация прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику.Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора.В зависимости от особенностей товаров к ТТН могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.Заполнение ТТН грузоотправителемРассмотрим общий случай оформления ТТН, когда товар перевозит специализированная организация, оказывающая транспортные услуги.Сначала часть реквизитов ТТН заполняется грузоотправителем до прибытия автомобиля под погрузку.В заголовочной части ТТН грузоотправитель проставляет дату ее составления и присваивает ей номер.Кроме этого заполняются следующие данные:- наименование грузоотправителя, грузополучателя и плательщика транспортных услуг (в нашем примере плательщиком выступает грузоотправитель);- их реквизиты — такие, как адрес, номер телефона и расчетный счет организации, оплачивающей транспортную работу, а также коды ОКПО отправителя и получателя груза).Далее переходим к товарному разделу, в котором заполняется таблица данных о товаре (коды, номенклатура, количество, цена, наименование, единицы измерения, упаковка, количество мест и масса, сумма, пр.).В тех случаях, когда для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя требуются помимо указанных в ТТН дополнительные характеристики отгружаемых товаров, к ТТН могут прилагаться специализированные формы, например товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N 132

«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»

.В этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и для учета транспортной работы.При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификаты, счета, счета-фактуры, счета-проформы, удостоверения, свидетельства и т.д.), которые перечисляются в строке »Приложение», водитель обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю.Следует также иметь в виду, что при приемке груза, перевозимого навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, в ТТН должна быть указана масса такого груза в тоннах (с точностью до 0,01).

При приеме к перевозке тарно-штучного груза в ТТН следует обязательно указывать только общее количество и маркировку грузовых мест.Если накладная состоит более чем из одного листа, то указывается количество листов продолжения, номера их бланков и номера записей.

Указывают также общее количество наименований товара, количество мест, массу груза, наценку, сумму складских расходов и общую сумму »Всего к оплате».В строке »Всего на сумму» прописью записывают общую стоимость отгруженных товаров, а в строке »Отпуск разрешил» указывается должность лица, ответственного за отгрузку товарно-материальных ценностей, которое своей подписью удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю.В соответствующем поле ставит свою подпись и главный бухгалтер.В транспортном разделе указываются наименование транспортной организации и ее реквизиты, наименование и реквизиты организации, которая будет оплачивать услуги по перевозке, а в строках »Пункт погрузки» и »Пункт разгрузки» — соответствующие адреса.В таблице »Сведения о грузе» грузоотправитель до прибытия автомобиля под погрузку может:- в графе 1 »Краткое описание груза» — указать наименование груза;- в графе 2 »С грузом следуют документы» — вписать наименования и номера документов, прилагаемых к ТТН (сертификатов, удостоверений, свидетельств и т.д.). Указанные документы водитель-экспедитор обязан принять и передать вместе с грузом грузополучателю;- в графе 3 »Вид упаковки» — записать сокращенно вид тары, в которой перевозится груз (например: »ящики», »коробки», пр.).

При перевозке грузов пакетами на поддонах указывается количество пакетов, при перевозке грузов навалом, насыпью или наливом вносится соответствующая запись и количество мест не указывается.После прибытия автомобиля на основании предъявленного водителем путевого листа и других необходимых документов грузоотправитель заполняет остальные реквизиты ТТН.В транспортном разделе вписываются дата и номер путевого листа и все необходимые реквизиты прибывшего под погрузку автомобиля, такие, как фамилия, имя и отчество водителя, реквизиты лицензионной карточки, подтверждающей право заниматься грузоперевозками, марка автомобиля и его государственный номерной знак и др. Если какой-либо реквизит отсутствует, то ставится прочерк.В таблице »Сведения о грузе» указываются:- в графе 5 — способ, которым определена масса груза. При взвешивании груза на весах должен быть указан тип весов (товарные весы, автомобильные весы и др.).

Если вес груза определен по стандарту, замеру или расчетным путем, в графе производится соответствующая запись. Масса груза и количество грузовых мест определяются совместно грузоотправителем и перевозчиком техническими средствами грузоотправителя.(Графы 6 »Код груза» и 8 »Класс груза» заполняет организация-перевозчик.);- в графе 9 »Масса брутто» — масса груза в тоннах с точностью до 0,01 по видам наименований перевозимых грузов и общая масса груза.При оформлении нескольких ездок с грузом по одной ТТН в строке »Количество ездок, заездов» указывается общее количество выполненных ездок.Если перевозка грузов осуществляется под пломбой грузоотправителя (крытые фургоны, контейнеры, цистерны и т.п.), то в ТТН в соответствующих полях под таблицей »Сведения о грузе» ставятся оттиски пломбы.Если при приемке груза получателем окажется, что пломба была повреждена, то составляется акт и в ТТН в разделе »Отметки о составленных актах» делается соответствующая запись.В строке »Сдал» ниже таблицы »Сведения о грузе» материально-ответственное лицо грузоотправителя своей подписью удостоверяет сдачу груза водителю, а в следующей строке за прием товара к перевозке расписывается водитель.В разделе »Погрузочно-разгрузочные операции» грузоотправитель заполняет реквизиты по погрузочным работам: наименование организации, выполняющей погрузочные операции (в нашем примере это сам грузоотправитель), способ погрузки (ручной, механизированный и т.д.), наименование механизма, которым выполнены погрузочные работы, и его характеристики (грузоподъемность, емкость ковша и т.д.), затем проставляет время прибытия автомобиля под погрузку и убытия после ее окончания.Временем прибытия под погрузку считается время предъявления водителем путевого листа у въездных ворот (контрольно-пропускного пункта).Временем убытия автомобиля из-под погрузки считается время подписания и передачи ТТН водителю.Если в одной ездке груз отгружается по нескольким ТТН, то время прибытия под погрузку записывается в первой из них, а в остальных в соответствующих графах ставятся прочерки.В товарном разделе в строке »Отпуск груза произвел» записываются должность и ФИО представителя грузоотправителя, выдавшего груз к перевозке, ставится его подпись и штамп (печать) и, таким образом, удостоверяется правильность всех данных в ТТН, а также выдача груза к перевозке.В строке »Груз к перевозке принял» записывается ФИО водителя (экспедитора), который своей подписью заверяет прием грузов к перевозке, а в поле »По доверенности N» — номер доверенности, дата и название организации-перевозчика, которая ее выдала.Груз считается принятым к перевозке после передачи водителем грузоотправителю подписанного им экземпляра ТТН.Заполнение ТТН грузополучателемГрузополучатель после доставки и приемки груза от водителя в трех экземплярах ТТН заполняет следующие реквизиты.В транспортном разделе грузополучателем заполняются:- реквизиты по разгрузочным операциям: наименование организации, выполняющей разгрузку (в нашем примере — это грузополучатель), способ разгрузки, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания;- в строке »Сдал водитель-экспедитор» водитель-экспедитор своей подписью удостоверяет сдачу груза грузополучателю;- в строке »Принял» (ниже таблицы »Сведения о грузе») проставляются должность, ФИО лица, принявшего груз, подпись этого лица, а также штамп грузополучателя, чем и удостоверяется прием груза.Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись также и на других товаросопроводительных документах, следующих вместе с грузом, и заверяет ее круглой печатью организации.После приема товара по количеству и качеству грузополучатель в товарном разделе ставит свою подпись в строке »Груз получил грузополучатель».В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.В ТТН следует сделать отметку о составлении акта.Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности или неполноты сведений, указанных ими в ТТН .Автотранспортные предприятия имеют право проверять правильность этих сведений.Второй экземпляр ТТН остается у грузополучателя и служит основанием для оприходования товаров и проведения взаиморасчетов с грузоотправителем.Третий и четвертый экземпляры ТТН , заверенные подписями и печатями грузоотправителя, грузополучателя и водителя, вместе с путевым листом водитель сдает диспетчеру (или в бухгалтерию) организации-перевозчика.Заполнение ТТН организацией-перевозчикомПосле доставки груза по назначению на сданных водителем диспетчеру (или в бухгалтерию) экземплярах ТТН в разделе »Прочие сведения» записываются:- в графах 20-24 — расстояние перевозки груза;- в графе 25 — код экспедирования груза;- в графах 26 и 27 — суммы, начисленные водителю за выполненную транспортную работу;- в графах 29 и 30 — поправочные коэффициенты к зарплате водителя (для изменения расценок водителю) и к основному тарифу.Раздел »Прочие сведения» заполняется для того, чтобы рассчитать стоимость услуги по перевозке и предъявить счет заказчику транспортной услуги.Поскольку в данной статье рассматривается заполнение ТТН грузоотправителем и грузополучателем, а расчет стоимости транспортных услуг входит в компетенцию перевозчика в соответствии с заключенным договором на оказание транспортных услуг, в нашем примере поля »Таксировка и Расчет стоимости» за оказание услуг по перевозке не заполнялись.В соглашении перевозчика с грузоотправителем и грузополучателем может предусматриваться участие водителя в погрузке и разгрузке грузов с соответствующей оплатой его труда.Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз.Е.

Капкова,

Правила заполнения транспортной накладной в 2017 году

Транспортная накладная для перевозок грузов автомобильным транспортом составляется на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном автомобиле. Необходимо обратить внимание на оформление транспортной накладной в случае, если груз, который необходимо перевезти, грузится на разные транспортные средства. В таком случае документов заполняется несколько: количество накладных соответствует количеству автомобилей.

Порядок оформления транспортной накладной, правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272. Как заполнить транспортную накладную? Документ подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами. Любые исправления должны быть заверены подписями грузоотправителя и перевозчика или их уполномоченными лицами.

Отсутствие записи подтверждается прочерком в соответствующей графе при заполнении транспортной накладной.

Для чего нужна ТТН?

Как указано в Постановлении Госкомстата от 28.11.1997 № 78, товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.

При этом товаро-транспортная накладная состоит из 2 разделов: товарного и транспортного.

Товарный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя и служит для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей.

Транспортный раздел определяет взаимоотношения грузоотправителей, заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, которые выполняли перевозку грузов. Транспортный раздел предназначен для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

Транспортные услуги, ТТН и налоговые риски: ошибки, последствия и решения

Как показывает наша практика, самым спорным первичным документом является товарно-транспортная накладная. Многие компании не оформляют этот документ либо оформляют этот документ неправильно, создавая условия для претензий налоговиков.

Журнал «Российский налоговый курьер» составил «Рейтинг первичных документов, которые чаще всего вызывают налоговые претензии». Управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес проектам» Кира Гин-Барисявичене рассказала в этой статье о товарно-транспортных накладных.

Сегодня мы хотим подробнее рассказать вам о том, какие могут быть последствия для бизнеса из-за неправильно оформленной товарно-транспортной накладной, как налоговые органы проверяют подлинность сведений, указанных в ТТН.

«В бизнесе распространена ситуация, когда за перевозку грузов автомобильным транспортом, зачастую платят фирме, у которой по документам нет ни транспорта, ни водителей в штате. Таков рынок: платят фирме, а грузы перевозят физические лица на своем транспорте за наличные. – рассказывает Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер «СБП». — В такой ситуации, ТТН оформить правильно невозможно, потому что в накладную надо вписывать реальный номер машины и ФИО водителя, собственник транспорта и водитель в случае налоговой проверки должны подтвердить факт перевозки, а также по документам иметь трудовые или гражданско-правовые отношения с транспортной компанией, – эта информация должна быть проверяема».

Надо отметить, что в последние годы налоговая инспекция ужесточила процедуру проверок, инспекторы копают глубже и тщательнее. ФНС уже заявила, что такой подход в проверках будет развиваться и продолжится в 2012-2013 годах. Рейтинг журнал «Российский налоговый курьер» подтверждает, что проблема с ТТН есть и к этому документу у налоговиков особый подход.

Если в Вашем бизнесе сложилась такая ситуация с оформлением ТТН и перспектива спора с налоговиками Вас не прельщает, то мы можем предложить Вам решение, которое подойдет для Вашего бизнеса:

— наше практическое знание требований налоговой инспекции и грамотные рекомендации по переоформлению документов на транспортные услуги снизят Ваши риски налоговых претензий;

— если вариант с переоформлением документов Вам не подходит, то мы оценим ситуацию, которая у Вас ложилась с ТТН, и проконсультируем, как Вам минимизировать Ваши налоговые риски;

Что следует знать о позиции налоговых органов по товарно-транспортным накладным:

1) Если у вас нет ТТН, хотя транспортные услуги и были оказаны, то спор с налоговой инспекцией вам гарантирован.
2) Что налоговики проверяют в ТТН:

а) Данные о номере транспортного средства, ФИО водителя и номере водительского удостоверения. Легко проверить данные о номере транспортного средства, ФИО водителя и номере водительского удостоверения, сделав запрос в ГИБДД. Так, налогоплательщики не раз уже попадались на указании в ТТН транспортных средств с несуществующими гос. номерами (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.11.2010 по делу N А19-6169/10, Постановление ФАС Уральского округа от 28.11.2011 N Ф09-6952/11 по делу N А50-4014/2011, Постановление 12-ого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 по делу N А12-22104/2010, Постановление 15-ого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2010 N 15АП-4022/2010 по делу N А53-5032/2009).

б) Информацию о том, действительно ли указанные в ТТН водители и транспортные средства перевозили товар для проверяемого налогоплательщика. Даже если в ТТН указаны данные о реальных транспортных средствах и водителях — сведения о том, перевозили они товар или нет, легко проверить, вызвав на допрос собственников ТС и водителей (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 N 18АП-11929/2011 по делу N А07-37942011, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2011 г. N 15АП-12386/2011).

в) Налоговики сопоставляют массу перевезенного груза с грузоподъемностью указанного в ТТН автомобиля. Обратят внимание и на расстояние, указанное в ТТН, чтобы оценить сколько рейсов за день сможет сделать транспортное средство. В письме ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ в Таблице 1.1.3, налоговикам предлагается обратить внимание на марку автомобиля: марка автомобиля может указывать на фальсификацию, если масса перевезенного груза указана больше, чем это позволяет грузоподъемность данного автомобиля (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2010 N 15АП-8751/2009 по делу N А53-657/2009, Постановление ФАС Поволжского округа от 18.03.2008 по делу N А12-9459/07-С42).

Если у компании есть расходы на перевозку, то, будьте уверены, что налоговая инспекция заинтересуется этими расходами и транспортными накладными в первую очередь. В этих документах много информации и много требований по их заполнению и, как правило, в них всегда можно найти к чему придраться. Какими могут быть последствия для бизнеса из-за неправильно оформленной товарно-транспортной накладной? Как налоговые органы проверяют подлинность сведений, указанных в накладных?

В бизнесе распространена ситуация, когда за перевозку грузов автомобильным транспортом платят зачастую фирме, у которой по документам нет ни транспорта, ни водителей в штате. Таковы правила рынка: платят фирме, а грузы перевозят физические лица на своем транспорте за наличные деньги. В такой ситуации накладные оформить правильно невозможно, потому что в товарно-транспортную накладную надо вписывать реальный номер машины и ФИО водителя. Собственник транспорта и водитель в случае налоговой проверки должны подтвердить факт перевозки, а также по документам иметь трудовые или гражданско-правовые отношения с транспортной компанией, и эта информация должна быть проверяема.

Не у всех компаний есть правильно оформленные накладные, не всегда перевозчики даже при реальных перевозках выдают документы, поэтому на практике их часто приходится делать «задним числом». Некоторые предприниматели практикуют даже экстремальные варианты: например, едут по МКАД, списывают реальные номера машин, на основе которых и делают товарно-транспортные накладные. Правда, потом «находчивые» предприниматели бывают неприятно удивлены, когда налоговая инспекция, связавшись с хозяевами автомашин, узнает реальное положение дел о перевозке товаров.

С гражданско-правовой точки зрения, согласно п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Таким образом, оформление транспортной накладной важно не только для того, чтобы обезопасить себя от налоговых претензий, данный документ подтверждает заключение договора перевозки.

С января 2013 года в связи с принятием ФЗ N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» требование об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации отменено. И, таким образом, формально применение товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т как документа, утвержденного Госкомстатом, является необязательным. Однако можно предположить, что позиция официальных органов будет сводиться к тому, что наличие транспортной накладной, оформленной по форме, утвержденной постановлением правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», по факту окажется обязательной. Налоговые органы считают, что именно транспортные накладные подтверждают факт перевозки и реальность услуг по перевозке. И в большинстве случаев суды поддерживают это мнение налоговиков.

Почему контролирующие органы настаивают на наличии полностью заполненной определенной формы? Этому есть ряд объяснений: в формах предусмотрено достаточно много параметров, которые легко проверить и установить. О том, что нужно проверять и как находить «слабые места» налогоплательщиков при оформлении товарно-транспортных накладных, сказано в письме ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров». ФНС России указывает нижестоящим налоговым органам, как сверять показатели из товарно-транспортных накладных со сведениями из других документов, какие данные могут указывать на нереальность операции, а также какие показатели еще могут быть сфальсифицированы налогоплательщиком и т.д.

Рассмотрим некоторые рекомендации, которыми должны руководствоваться инспекторы, проверяя товарно-транспортные накладные.

Во-первых, проверить данные о номере транспортного средства, ФИО водителя и номер водительского удостоверения. Эти данные легко проверяются по запросу в ГИБДД. Этот прием работает эффективно — налогоплательщики очень часто попадаются, указывая в накладных транспортные средства с несуществующими государственными номерами.

Во-вторых, проверить информацию о том, действительно ли указанные в транспортных накладных водители и транспортные средства перевозили товар для проверяемого налогоплательщика. Даже если в накладной указаны данные о реальных транспортных средствах и водителях, то инспекторы все равно смогут легко проверить факт перевозки. Они имеют право вызвать на допрос собственников автомобиля и водителей.

В-третьих, сопоставить массу перевезенного груза с грузоподъемностью указанного в транспортной накладной автомобиля. Налоговики также обратят внимание на расстояние, указанное в накладной, чтобы оценить, сколько рейсов за день сможет сделать этот автомобиль.

И наконец, проверить наличие иных реквизитов товарно-транспортных накладных. В частности, в накладных должны присутствовать номер и дата доверенности, по которой был получен груз, указано кем и кому выдана доверенность, кто произвел отпуск груза, кто груз принял, сведения о грузе и др.

В качестве рекомендаций налогоплательщикам. Обратите особое внимание на письмо ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ — это очень полезный документ. Именно с его помощью вы сможете посмотреть на свои транспортные накладные с точки зрения налоговой инспекции. Это письмо, по большому счету, стоит изучить всем налогоплательщикам, сделав его своей «настольной книгой», тогда вы сможете следить за правильным заполнением транспортных накладных на своем предприятии. Вы будете знать, какие параметры будут проверять налоговики и какие ошибки в данном документе могут привести к налоговым доначислениям.

Товарно-транспортная накладная по форме 1-Т

Оформление бланка 1-Т происходит в случаях перевозки товарно-материальных ценностей от одной организации к другой как собственными силами продавца-отправителя, так и при посредничестве компании-перевозчика.

Кто должен оформлять товарно-транспортную накладную

Если транспортировка товарно-материальных ценностей происходит непосредственно собственником или продавцом товара, то оформление документа входит в его прерогативу.

Если же используется заключение договора с перевозчиком, которое может происходить как от лица отправителя, так и от лица получателя товара, то и составление этого документа может быть компетенцией как той, так и другой стороны.

Иными словами, оформляет форму 1-Т та компания, которая нанимает перевозчика.

Можно ли использовать один бланк для разных перевозок

Для каждой перевозки оформляется отдельный бланк 1-Т, использовать одну и ту же накладную для нескольких транспортировок категорически нельзя. Точно также, если один и то же груз необходимо развести по разным фирмам, то на каждую партию необходимо составлять свой документ.

Структура документа

Накладную условно можно поделить на две части.

  1. Первая – товарная, — включает сведения
    • об отправителе и получателе товара,
    • объеме,
    • наименовании и т.п. параметры.

Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.

  • Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
    • непосредственно о перевозке,
    • информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
    • марке автомобиля,
    • времени в пути и километраже,
    • товаре и т.д.

    Здесь же указывается стоимость транспортировки.

    Правила оформления и порядок работы с бланком

    Данный документ относится к первичной документации, поэтому при его заполнении следует придерживаться определенных стандартов. В частности, нельзя оставлять ячейки пустыми (где нужно ставятся прочерки), допускать неточности и ошибки, а также вносить в бланк неверные сведения.

    К форме 1-Т могут прилагаться дополнительные документы:

    • сертификаты,
    • паспорты,
    • свидетельства,
    • договоры и пр.

    Все они должны обязательно быть указаны в строке «Приложение» товарно-транспортной накладной.

    Документ распечатывается в четырех копиях, одна из которых остается у отправителя товара, остальные три передаются на руки водителю, который будет развозить груз.

    Все документы необходимо удостоверить нужными подписями. Затем второй экземпляр водитель должен вручить грузополучателю, а третий и четвертый передать руководству транспортной компании (при этом они должны иметь подписи как отправителя, так и получателя товара). После этого, третий экземпляр с выписанным счетом на оплату за услуги транспортировки отправляется заказчику (т.е. той фирме, которая заключила договор на доставку товара), а четвертый остается у перевозчика и становится частью его бухгалтерского учета.

    Инструкция заполнения бланка товарно-транспортной накладной

    • Сначала в документе нужно указать его номер (по внутреннему документообороту компании, выписывающей накладную), поставить дату заполнения, затем в строку «Грузоотправитель» вписать информацию о предприятии, отправляющем товар – здесь нужно указать его полное название, фактический адрес и телефон.
    • После этого точно таким же образом следует внести сведения об адресате в строку «Грузополучатель».
    • Напротив обозначения «Плательщик» надо указать ту фирму, которая оплачивает услуги перевозчика.
    • Напротив каждой компании в соответствующем окошке нужно указать ее код ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций).

    Заполнение первого раздела формы 1-Т

    Первый раздел накладной практически полностью должен заполнить грузоотправитель. Сначала вписываются подробные данные о товаре в таблицу.

    В первый столбец вносится номенклатурный номер товара (но только, если такая система учета используется на предприятия),
    во второй и третий — номер прейскуранта и артикул (также только при их наличии).
    Четвертый столбец «Количество» заполнить нужно обязательно – сюда ставится цифра, соответствующая числу перевозимых товаров по каждому наименованию отдельно.
    Столбики, которые идут дальше, пропускать тоже нельзя: в них вносятся —

    • цена за одну единицу товара,
    • его название,
    • единица измерения (килограммы, метры, кубы и т.п.),
    • вид упаковки (коробки, ящики, бочки, мешки и т.д.).

    Затем туда же вносится количество мест, масса (в тоннах) и общая стоимость по каждому виду товара в отдельности. Если есть наценка за объем или складские, транспортные расходы, это также надо указать в таблице. Следующим шагом вписываем общую стоимость товара по всем наименованиям и в последний столбик вносится номер товара по складской картотеке грузоотправителя.

    Если товарно-транспортная накладная имеет продолжение, то нужно отметить количество дополнительных листов в соответствующей ячейке (прописью) и также общее количество видов товара и мест (значения дублируются из первой таблицы).

    Далее прописью и цифрами вписывается масса груза, а после этого необходимо указать все имеющиеся приложения (количество листов) и ниже – прописью общую стоимость отпущенного со склада товара.

    Внизу товарного раздела слева должны стоять подписи с расшифровками представителей грузоотправителя: лица, уполномоченного на отпуск товара (с указанием его должности), главного бухгалтера, а также кладовщика, непосредственно осуществившего отгрузку.

    С правой стороны вносятся данные водителя, в том числе вписываются сведения о доверенности, которую компания-перевозчик на него оформила.

    Позже здесь же ниже ставится подпись представителя грузополучателя (обычно это тоже кладовщик), который своим автографом в этой части документа удостоверяет факт приема товара после транспортировки в целости и сохранности.

    Заполнение второго раздела формы 1-Т

    Второй раздел товарно-транспортной накладной включает сведения о транспортировке. Сначала здесь указывается

    • срок доставки груза,
    • приводится информация о фирме-перевозчике, в том числе ее полное наименование, контактные данные (адрес и телефон),
    • вписываются сведения о машине (марка и гос.номер),
    • в крайнем правом столбике пишутся номера накладной и путевого листа.

    В строку «Плательщик» включается информация о предприятии – заказчике перевозки (ее название, адрес-телефон и банковские реквизиты), фамилия, имя, отчество водителя и номер его удостоверения.

    Строки «Лицензионная карточка», а также ее «Регистрационный номер» и серию можно пропустить, поскольку лицензирование ныне не производится, а вот окошко о виде перевозки надо заполнить (коммерческий).

    Далее вносятся сведения о погрузке-отгрузке (фактические адреса доставки товара) и прочая дополнительная информация (переадресовка, маршрут, прицепы – по необходимости).

    Ниже снова стоит таблица. Все данные в нее вносятся аналогично товарному разделу. В столбце «Способ определения массы» указываются весы – автоматические, ручные или товарные (если взвешивание производится на весах), если же взвешивание не делается, то надо указать либо «нормативный», либо «согласно маркировке».

    Справа под таблицей надо вписать документы, сопровождающие груз (сертификат качества, паспорта, акты и т. д.), а слева внести подписи непосредственных участников процесса погрузки-доставки-отгрузки.

    Следующая часть документа под названием «Погрузочно-разгрузочные операции» включает таблицу, в которую вносится информация о погрузке-разгрузке (наименование отправителя и получателя груза, способ действия, дата убытия, прибытия товара и подпись ответственного сотрудника).

    Далее, в предпоследнюю табличку водителем вносятся все прочие ведения (километраж, стоимость поездки, штрафы за неверно оформленные документы, время простоя и т.д.) и наконец последние данные в «Расчет стоимости» и «Таксировку» вписывает бухгалтер перевозчика.

    Для чего нужна ТТН в бухгалтерии

    Для того чтобы можно было учесть расходы для целей налогообложения, произведенные затраты, в частности, должны быть экономически оправданы и подтверждены документами (п. 1 ст. 252 НК РФ). Товарно-транспортные накладные имеют большое значение. Поскольку именно ТТН считают ключевыми документами, которые подтверждают реальность поставки товаров. Без товарно-транспортных накладных учесть расходы на доставку товара при расчете налога на прибыль, а также заявить вычет по НДС по транспортным расходам, скорее всего, не удастся (Письмо ФНС России от 21.03.2012 N ЕД-4-3/4681@, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.02.2011 N А19-13404/2010).

    Иногда спрашивают, нужна ли ТТН, если есть УПД. Да, нужна, поскольку это не взаимозаменяющие документы.

    Оформление универсального передаточного документа. Может ли он использоваться вместо товарной накладной?

    Количество экземпляров Постановка подписей Постановка печати

    Что такое разовая доверенность

    Транспортная накладная 2021 в 1С — образец

    Оформлением товарно-транспортной накладной занимается тот, кто груз отправляет. Правило работает для общих случаев. Как происходит оформление бумаг, если ТН занимается отправитель груза:

    1. Компания перевозчик пишет данные по грузу у себя в офисе.
    2. Оригинал документа отдаётся шофёру.
    3. Он едет с этим документом к тому, кто отгружает товар.
    4. Грузоотправитель заполняет документ до конца.

    Специалисты советуют указывать такой порядок при заключении договора. В противном случае, водителю придётся ехать сначала в транспортную компанию, и только после неё к получателю.

    Есть 2 формы накладных:

    • транспортная накладная;
    • товарно-транспортная.

    Существенная разница состоит в том, что в последнем случае детально указывается перевозимый товар. То есть, по этому документу бухгалтерия легко проведёт оприходование. С другой стороны, транспортная накладная более детально описывает перемещение товара. Основные ситуации, когда выдаются накладные:

    1. Подтверждение того, что на грузоперевозку потрачены средства, в пользу третьей стороны.
    2. Накладная подтверждает факт того, что перемещение груза правомерно.
    3. ТТН требуется для бухгалтерии, которая занимается списанием и оприходованием товара.
    4. Если доставка идёт за счёт грузоотправителя.
    5. Любое перемещение алкогольной продукции должно иметь сопроводительный документ. К нему относится и ТН, и ТТН.

    ТТН с объемом — тема видео ниже:

    Одним из главных документов при перевозке товара в торговле является транспортная накладная. Данный вид участвует в хозяйственной деятельности организаций. Он заполняется по факту договора, имеет общую унифицированную форму, находится в открытом доступе. Образец обновляется по мере внесения изменений. Компании могут разработать документ самостоятельно, главное оставить необходимые разделы.

    Актуальный бланк Транспортной накладной 2021 — качайте в конце статьи.

    Супер! Пыталась скачать примерно с 20 сайтов, нигде не дает без регистрации. А тут и форма отлично собрана и скачала без проблем.


    Должны упрощать, а они всё дополняют и дополняют. Спасибо хоть, что вы ужали её до двух страниц вместо 5. Сэкономим на бумаге!


    Благодарим за проделанную работу! Поддерживаю слова предыдущего комментатора — отлично сэкономим на бумаге.


    Стесняюсь спросить!!!А зачем им информация в графе ТС «Тип владения»????
    Им то каким боком лизинг у меня или аренда??А если у меня договор с ТК???а машина в собственности водителя и в договоре с экспедитором!!!


    1. На бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика соответственно.
    2. В виде электронной транспортной накладной, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.

    Согласно новым правилам, при отсутствии показателей в бланке накладной можно поставить прочерк. При внесении изменений в накладную нужно указать фамилии и инициалы тех, кто внёс исправления, их подписи и дату корректировки.

    Форма электронной транспортной накладной будет подготовлена и утверждена позднее ФНС, Минтрансом и Министерством цифрового развития. Чтобы обмениваться электронными версиями транспортной накладной и заказ-наряда, грузоотправителю нужно заключить соглашение об оказании таких услуг с оператором ЭДО.

    Общие вопросы про маркировку: товары, сроки, участники

    Какие товары попадают под маркировку в 2021 году и что планируют маркировать в ближайшем будущем, как работать с Честным Знаком, как правильно вводить товар в оборот и выводить его, кто проверяет маркировку в магазинах — мы разобрали эти и другие популярные вопросы по маркировке в этом разделе.

    Что нужно маркировать в 2021 году?

    Обязательная маркировка введена для табака, обуви, одежды и легпрома, шуб, духов, фотоаппаратов и шин. В этом году станет обязательной маркировка молочной продукции и велосипедов.

    С 15 мая стартовал эксперимент по маркировке антисептиков и дезинфицирующих средств. Он пройдет с 15 мая 2021 года по 31 августа 2022 года.

    Кроме того, с 1 апреля начался эксперимент по маркировке пива, пивных и отдельных видов слабоалкогольных напитков. Также идут эксперименты по маркировке упакованной воды и кресел-колясок.

    Верно ли, что для остатков выпускаются специальные упрощенные коды маркировки, которые действуют только два года?

    Согласно Постановлению Правительства № 860 от 05.07.19, коды с сокращенным атрибутивным составом (упрощенные) не имеют ограниченного срока реализации.


    Как выдавать чеки по 54-ФЗ, если продается маркированная продукция через наложенный платеж? Продаем товары наложенным платежом через Почту России. Почта переводит общую сумму, но присылает расшифровку, кто, когда и за что вносил деньги.

    Чек должна пробивать Почта России, так как она выступает как агент, поэтому применяет ККТ (письмо Минфина от 15.09.2017 № 03-01-15/59689). Она должна выдавать чеки покупателям вместе с товаром.


    Должны ли совпадать наименования передаваемых позиций у поставщика и у продавца?

    Необязательно. Главное одинаковые коды маркировки.


    Существует ли срок вывода маркированного товара из оборота, и что будет, если товар не реализован в срок?

    Нет, такого срока не существует.


    Как выводить товар из оборота в случае кражи, либо при использовании его для собственных нужд?

    Нужно заполнить соответствующую информацию в личном кабинете Честного Знака «Вывод товара из оборота». Там нужно указать:

    • причина вывода,
    • документы.

    Если есть сроки годности на товаре (духи например), как выводить из оборота просроченные?

    Вывод из оборота делается по причине просрочки с указанием соответствующих документов.


    Можно ли выводить оптовым продавцам товар из оборота через онлайн-кассу, или обязательно передавать этот товар розничному продавцу через УПД с помощью ЭДО?

    Можно и через электронные документы, и через кассу.


    После введения маркировки, штрихкоды уже будут не нужны?

    Да, в коде маркировки уже будет идентификатор товара и по нему можно будет добавить товар в чек.


    Если ИП закупает промаркированный товар, то новая маркировка не нужна?

    Если поставщик или производитель уже промаркировал товары, то заново маркировать не нужно. Только принять эти коды в оборот.


    Как вывести из оборота товар, который ИП безвозмездно передает в пользование своим детям?

    Он должен подать в систему маркировки сведения о том, что товар выбыл из оборота маркированных товаров не для продажи.


    Кто будет проверять продажу маркированной продукции в магазинах?

    Исполнение постановления правительства № 792 осуществляют контрольно-надзорные органы (Роспотребнадзор, ФНС).

    Мы хотим ввезти товар через посредника, т.е транспортные услуги и таможенные процедуры. Агентский договор. Кто должен заказывать коды маркировки на производство? В договоре мы остаемся собственниками товара. Но таможенные процедуры оформляет агент.

    Коды маркировки заказывает собственник товара.


    Нужно ли маркировать товар, если перемещение происходит внутри своей организации?

    Если вы не планируете его продавать, то нет.


    Код маркировки только один раз можно печатать, если не в тестовом режиме?

    Да, хранить коды в электронном виде запрещено. Напечатать один раз и нанести на товар.


    Товар поступит в наш розничный магазин от поставщиков уже промаркированным. Но в момент поступления мы не сможем его оприходовать по правилам маркировки, т.к. программное обеспечение у нас пока не готово. Т.е. мы его оприходуем по старой схеме. Но через месяц, например, ПО будет готово для оприходования товара по правилам маркировки. Как в этом случае поступать с товаром, который поступил от поставщика с кодами DataMatrix, но нами был оприходован по старой схеме: его необходимо будет перемаркировать? Необходимо для этого товара нам заказать новые коды с DataMatrix, указывая в таблице остатков наш ИНН? Или надо указывать ИНН поставщика, заказывая новые коды? Или их можно занести как наши остатки, но с кодами, которые ранее были присвоены поставщиком?

    При передаче маркированного товара розничному магазину (покупателю) поставщик в Честном Знаке указывает юрлицо покупателя. Когда вы зарегистрируетесь в системе Честном Знаке, то сможете принять товар в личном кабинете. Повторную маркировку осуществлять не нужно.


    Я открываю ИП. Супруга закрывает ИП в связи с выходом на пенсию. Опишите процедуру передачи маркированной продукции новому собственнику.

    До даты вступления обязательной маркировки товаров вы можете продать товар по договору купли-продажи или иным способом оформить передачу права собственности на товар. Далее новый собственник уже промаркирует товар, введёт его в оборот и будет продавать. В случае если же старый собственник уже промаркировал товар, ему необходимо после ввода товара в оборот продать или иным способом оформить переход права собственности новому собственнику.


    Нужно отдельно еще и лицензию на КриптоПро докупать?

    Да, лицензионная КриптоПро SCP платная. Плагин для браузера после этого вы сможете установить бесплатно. Подробнее об этом читайте в инструкции.


    Сколько стоит подключиться на удаленном доступе к регистратору эмиссии? Как и куда подключаться розничному магазину, это подключение Честный Знак предоставляет?

    Подключаться нужно к системе Честный Знак. Обеспечение удаленного доступа участников оборота обувных товаров к устройству регистрации эмиссии, размещенному в инфраструктуре оператора информационной системы мониторинга, осуществляется бесплатно.


    В ЦРПТ нужно передавать информацию о местонахождении товара? Условно, адрес склада, на котором лежит коробка с обувью? Или просто информировать о передаче прав собственности на товар от юрлица-1 к юрлицу-2?

    Нет, информацию о местонахождении товара передавать в Честный Знак не нужно.


    Есть ли возможность получить доступ к системе маркировки в тестовом режиме: посмотреть, покрутить, дров не наломать?

    Если ваши товары попадают под обязательную маркировку, подключаться к системе нужно прямо сейчас. При запуске проекта маркировки по той или иной группе товаров обычно дается время, чтобы подстроить свои бизнес-процессы: в этот период ответственность за нарушения применяться не будет.


    Являются ли транспортные компании участниками оборота? Должны ли они регистрироваться в системе Честный Знак?

    Нет.

    Мы шьем одноразовые тапочки для гостиничного комплекса: получаем от них материалы и оказываем услугу по пошиву. Являемся ли мы участником оборота обуви? Является ли гостиница реализатором этих тапочек?

    Согласно Распоряжению Правительства № 792-р, обязательной маркировке средствами идентификации подлежит перечень товаров с указанием кодов товаров согласно классификаторам ОКПД2 и ИН ВЭД, поэтому если предметом договора с потребителем является услуга, а не товар, оснований наносить средство идентификации нет.


    Платья, толстовки, леггинсы, комбинезоны, футболки, худи и спортивные костюмы подлежат маркировке?

    Футболки майки и прочее (код 6109) пока не маркируются. Спортивный костюм (код 6211) тоже пока нет. Платья (код 6204) тоже не попадет под маркировку. Все коды товаров, которые надо маркировать, есть в распоряжении правительства от 28.04.2018 № 792-Р.


    Электронные сигареты необходимо маркировать?

    Если электронные сигареты имеют код ТНВЭД ЕАЭС, указанный в распоряжении № 792-р, то их необходимо маркировать.

    Попадают ли под маркировку кожаные сумки?

    Нет, кожаные сумки маркировать не надо. Перечень товаров, которые нужно маркировать, есть в распоряжении правительства № 792-р.


    Моторные масла планируют маркировать?

    В планах по маркировке на 2021 год моторных масел нет, но к 2024 году правительство планирует промаркировать вообще все товары.

    Перед тем как начать работу

    Выполнять пожароопасные работы рекомендовано в светлое время суток, т.е. днем (за исключением форс-мажоров и аварий) и при участии специалистов, имеющих специальную подготовку и соответствующие документы (аттестаты, справки, удостоверения), подтверждающие их квалификацию.

    Предварительно руководителем подразделения или начальником бригады (цеха, отдела, участка) должен быть прописан точный план будущих работ, на взрывоопасных участках установлено оборудование, позволяющее обезопасить объект, отключены источники питания, остановлены аппараты и установки, представляющие угрозу жизни и здоровью во время рабочего процесса, а также поставлены знаки о границах опасных зон.

    Все специалисты, связанные с проведением работ должны пройти соответствующий целевой инструктаж, обеспечены средствами огнезащиты, инструменты должны быть проверены, а рабочее место подготовлено.

    Только после обеспечения всех этих мероприятий выписывается наряд-допуск на проведение пожароопасных огневых работ.

    Товарно-транспортная накладная по форме 1-Т

    Благодарим за проделанную работу! Поддерживаю слова предыдущего комментатора — отлично сэкономим на бумаге.


    Стесняюсь спросить!!!А зачем им информация в графе ТС «Тип владения»????
    Им то каким боком лизинг у меня или аренда??А если у меня договор с ТК???а машина в собственности водителя и в договоре с экспедитором!!!


    Для каждой перевозки оформляется отдельный бланк 1-Т, использовать одну и ту же накладную для нескольких транспортировок категорически нельзя. Точно также, если один и то же груз необходимо развести по разным фирмам, то на каждую партию необходимо составлять свой документ.

    Структура документа

    Накладную условно можно поделить на две части.

    1. Первая – товарная, — включает сведения
      • об отправителе и получателе товара,
      • объеме,
      • наименовании и т.п. параметры.

      Эта часть документа является основанием для списания груза со склада отправителя и одновременно для приходования его получателем.

    2. Вторая часть – транспортная. В ней содержатся сведения
      • непосредственно о перевозке,
      • информация о компании-перевозчике и конкретном водителе,
      • марке автомобиля,
      • времени в пути и километраже,
      • товаре и т.д.

      Здесь же указывается стоимость транспортировки.

    Источники

    1. Татьяна Юрьевна Сидорова Дипломатическое и консульское право. Учебное пособие; Проспект - М., 1998. - 268 c.
    2. Право и экономика №08/2010; Юстицинформ - М., 2010. - 839 c.
    3. Бахрах, Д. Административное право России. Учебник / Д. Бахрах. - М.: Эксмо, 2006. - 528 c.
    4. Криминология. Учебник; Проспект - М., 1983. - 861 c.
    5. Александр Иванович Чучаев Уголовно-правовые проблемы охраны власти (история и современность). Монография; Проспект - М., 1993. - 155 c.
  • Юрист Александр Сергеев/ автор статьи
    ЮРИПОМОЩНИК 2021